30.09.2004  Е. Примаков: выставочно-ярмарочная деятельность должна быть целенаправленной и иметь свой идеологический стержень

   Выступая сегодня в Москве на открытии 1-й Всероссийской конференции «Роль выставочно-ярмарочной деятельности в развитии экономики России» президент Торгово-промышленной палаты России Евгений Примаков отметил, что хотя экономика России в последнее время развивается высокими темпами, однако существует ряд препятствий, которые необходимо преодолеть, чтобы этот рост стал устойчивым. Среди них – медленный процесс диверсификации, направленный на уменьшение зависимости от экспорта нефти, недостаточные усилия по переводу экономики на инновационный путь развития, продолжающийся масштабный отток капитала, слабость и ограниченность процессов экономической децентрализации. Выставки и ярмарки должны целенаправленно способствовать преодолению этих трудностей, считает Е. Примаков.
   Он обозначил несколько направлений развития выставочно-ярмарочной деятельности и особо подчеркнул, что «она должна быть целенаправленной и иметь свой идеологический стержень».
   Главная задача выставочно-ярмарочной деятельности, по словам президента ТПП РФ, – помогать росту конкурентоспособности отечественных товаров и услуг, поскольку именно инновации служат основой роста конкурентоспособности предприятий, отраслей, экономики в целом. Однако Россия не может похвастаться успехами в этой области: ее доля в сфере торговли гражданской наукоемкой продукции на мировых рынках составляет не более 0,5%.
   Е. Примаков уверен, что переход на инновационный путь развития тесно связан с поддержкой малого и среднего предпринимательства. Как показывает мировой опыт, сообщил он, 80% научно-технических разработок осваивают малые фирмы. В настоящее время уже много проводится выставок инновационной направленности: широко известен Московский международный салон инноваций и инвестиций, инновационный подход характерен для формирования российской экспозиции на выставке «Экспо-2005» и т.д. Однако в целом доля выставок этого плана составляет всего менее 1% по всем показателям.
   Особое внимание, считает Е. Примаков, должно быть уделено созданию сети региональных и межрегиональных выставок и ярмарок – это окажет существенную помощь малым предприятиям, занимающимся инновационной деятельностью. Это связано с тем, что малый бизнес, как правило, не располагает средствами для участия в крупных выставках.
   Вторым направлением, по мнению президента ТПП РФ, должно стать «развитие выставочно-ярмарочной деятельности вширь». Он сообщил, что всей стране в прошлом году было проведено около 2,5 тыс. выставочных мероприятий, общая выставочная площадь которых составила около 3 млн кв.м, число участников - 230 тыс., число посетителей – 20 млн человек. Однако особенно тревожит отсутствие или начальная стадия выставочной деятельности во многих регионах.
   Е. Примаков считает, что создание современных выставочных комплексов, обновление действующих должно стать привлекательной инвестиционной программой для бизнеса, программой, поддержанной органами власти и управления – без такой поддержки она осуществлена быть не может. Эта программа, по его мнению, должна предусматривать создание по всей стране сети выставочных центров разного масштаба.
   Третье направление развития выставочно-ярмарочной активности – это международное. По словам президента ТПП РФ, в этом плане есть неплохие результаты: российские компании уже широко представляются на выставках в странах СНГ, Иране, Китае, странах Африки и Латинской Америки. Е. Примаков признал, что растет число выставок, поддерживаемых из федерального бюджета, и это дает хорошие плоды: каждый вложенный доллар вернул экономике России 17 долларов. Если не учитывать имиджевые выставки, то эффективность подобных вложений увеличится в 2 раза. Особенно удачны оказались выставки, проведенные в Ганновере, Вене, Загребе, Шеньчжэне, Гонконге. Однако господдержка выставочной деятельности могла бы быть больше, особенно учитывая ту отдачу, которую государство получает, полагает Е. Примаков. Необходима, по его мнению, и политическая поддержка подобных мероприятий.
   На брифинге на вопрос ИА «Альянс Медиа», какие конкретно меры государственной поддержки участия малых предприятий в выставках необходимо было бы предпринять, Е. Примаков ответил, что действительно, малому бизнесу самостоятельно очень трудно принимать участие в выставках. Он сказал, что ТПП РФ ставила вопрос о том, чтобы в федеральном бюджете на 2005 г., где на поддержку малого бизнеса заложено 1,5 млрд руб., отдельной строкой были бы прописаны средства, выделяемые из этой суммы на выставочную деятельность малых предприятий. Это особенно актуально, подчеркнул президент ТПП РФ, с учетом того, что малые предприятия - это основа венчурного производства, необходимого для научно-технического прогресса страны.