17.02.2005  Участие в международных выставках 2004 года позволило российским предприятиям заключить экспортные контракты на сумму около $70 млн

   В целях повышения экспортного потенциала России и роста доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции в общем объеме российского экспорта правительство РФ в минувшем году уделяло большое внимание реализации системы мер государственной поддержки экспортеров, говорится в опубликованном МЭРТ РФ мониторинге социально-экономического развития страны за 2004 г.
   

   В частности, говорится в документе, 30 июля 2004 г. было принято постановление Правительства Российской Федерации № 393 «О порядке предоставления в 2004 году государственных гарантий Российской Федерации для оказания государственной поддержки экспорта промышленной продукции». Был утвержден перечень промышленной продукции, при осуществлении экспорта которой оказывается государственная гарантийная поддержка, а также перечень иностранных государств, экспорту промышленной продукции в которые оказывается государственная гарантийная поддержка.
   Однако, указывается в документе, запланированные федеральным бюджетом средства в объеме 500 млн. долларов США для предоставления государственных гарантий в 2004 г. полностью реализовать не удалось, в связи с решением сложного комплекса вопросов процедурного и технического характера.
   Организационно-техническое содействие экспорту становится все более важной и эффективной формой продвижения отечественной продукции на внешние рынки, отмечает МЭРТ. В прошедшем году работа в этом направлении сосредоточилась на информационно-консультационной поддержке экспортеров и государственной поддержке выставочно-ярмарочной деятельности.
   В рамках этого направления осуществлялись подготовка и проведение конкурсов на право организации и проведения в 2004 году российских экспозиций с частичным финансированием за счет средств федерального бюджета. Были организованы российские экспозиции на международной общеотраслевой ярмарке в Египте, региональной выставке «Экспокомер-2004» в Панаме; всемирной выставке информационных и телекоммуникационных технологий, вычислительной техники и оргтехники «CeBIT-2004» и международной промышленной ярмарке в Германии; международном салоне изобретений в Швейцарии, международной выставке «Индустрия» в Венгрии, международной ярмарке в ОАЭ, российской национальной выставке в Казахстане, выставке российских товаропроизводителей под девизом: «Торгово-экономическое сотрудничество России и Канады, реалии и перспективы» в Канаде, международной общеотраслевой ярмарке в Турции, международной ярмарке в Хорватии, международной технической ярмарке в Бельгии, международной ярмарке высоких технологий в КНР, Российской выставке промышленных изделий и технологий в Республике Корея и Национальной российской выставке в Бразилии.
   Одновременно была осуществлена подготовка и проведение конкурсов на право организации и проведения российских экспозиций в 2005 году с частичным финансированием за счет средств федерального бюджета
   В течение 2004 года осуществлялось оказание организационного, информационного и консультационного содействия в подготовке и проведении крупных международных выставочных мероприятий на территории Российской Федерации: Специализированной выставки-форума «Технологии маркетинга», Выставки-ярмарки народных художественных промыслов «Ладья- 2004», 8-ой Всероссийской выставки отечественных товаров «Покупайте российское», IV Московского международного салона инноваций и инвестиций», 2-ой международной выставки «ЭЛЕКТРОНИКА. Компоненты. Оборудование. Технологии».
   По предварительным данным участие в выставочных мероприятиях позволило российским экспонентам заключить экспортные контракты на сумму около 70 млн. долл. США, а также подписать с зарубежными партнерами ряд соглашений об инвестиционном и научно-техническом сотрудничестве, установить прямые контакты с иностранными производителями.
   Большое внимание уделялось вопросам улучшения условий доступа для российских товаров на внешние рынки. Осуществлялась целенаправленная деятельность по отмене дискриминационных ограничений в отношении российских товаров. Проводилась работа в направлении универсального признания России страной с рыночной экономикой. Предпринимались меры по дальнейшей гармонизации, сближению или взаимному признанию технических норм и стандартов.
   По состоянию на 26 января 2005 года в отношении российских товаров действовало 75 мер, в том числе: 52 антидемпинговые пошлины, 10 квотных ограничений, 4 ограничения по ценам, 1 ограничение по номенклатуре, 2 запрета на импорт, 1 дополнительный налог, 1 акциз, 1 тарифная квота, 1 технический барьер, 2 защитные пошлины.
   В результате целенаправленной работы в 2004 году удалось устранить ряд действующих ограничений на торговлю российскими товарами, а также предотвратить угрозу введения новых ограничительных мер. Суммарный предотвращенный ущерб для российской торговли от указанных ограничений составил, по оценке, около 860 млн. долл. США (в 2003 и 2002 гг. - 470 и 150 млн. долл.).
   Практическим результатом работы по устранению дискриминационного подхода к российским производителям стало безусловное признание в 2004 году рыночного характера экономики России Венесуэлой и Эквадором.
   В области тарифного регулирования и защиты внутреннего рынка и отечественных производителей был рассмотрен широкий круг вопросов корректировки вывозных и ввозных таможенных пошлин.
   В течение 2004 года был существенно интенсифицирован переговорный процесс по условиям присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации (ВТО).
   Всего, по состоянию на конец 2004 года, российская делегация завершила двусторонние переговоры по товарам с 19 странами, по услугам – с 10 странами.
   Результатом достигнутых договоренностей является возможность для России на момент присоединения к ВТО применять уровень тарифной защиты внутреннего рынка не ниже ныне действующего. По ряду товаров, относящихся к чувствительным по импорту секторам, в особенности к сельскому хозяйству, предусматривается возможность дополнительной защиты по сравнению с ныне действующей.