20.04.2005  Малый бизнес оценивает себя как вполне успешный и с неожиданным оптимизмом смотрит в будущее

   В среду, 20 апреля, в пресс-центре информационного агентства «Интерфакс» состоялась пресс-конференция-презентация результатов совместного проекта Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» и Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) «Условия и факторы развития малого предпринимательства в регионах Российской Федерации».
   Открывая пресс-конференцию, президент «ОПОРЫ РОССИИ» Сергей Борисов отметил, что предпринимателям России периодически нужно высказывать свою точку зрения насчет тех условий, которые создаются для развития малого бизнеса. «ОПОРА» уже третий раз подходит к этой проблеме за все время своей деятельности. Первое исследование условий предпринимательской деятельности «ОПОРА» провела своими силами в 2003 году, в опросе приняло участие 247 предпринимателей из 34 регионов России. В 2004 году было проведено более серьезное исследование силами отделений «ОПОРЫ» в регионах, в нем приняло участие 3 тыс. респондентов из 50 субъектов Федерации. В 2005 году было решено создать команду из специалистов Всероссийского центра изучения общественного мнения, компании Интеррос, Центра предпринимательства США-Россия.
   По словам С.Борисова, настоящим исследованием было охвачено 80 регионов России, а в данной презентации представлены данные по 79 регионам. В исследовании приняло участие 4350 респондентов. «Это самое большое исследование о малом бизнесе в России», - заявил С.Борисов. В анкете - 75 вопросов, которые сформулировали 50 экспертов – представители власти, бизнес-сообщества, общественных организаций предпринимателей. В результате исследования был составлен рейтинг регионов, который суммирует все полученные показатели. «Этот рейтинг может быть ориентирован на власти всех уровней, чтобы они задумались, в каком состоянии находится малый бизнес в том или ином регионе России», - отметил президент «ОПОРЫ».
   Он сообщил, что основные направления исследования следующие: финансовые ресурсы, обеспеченность производственными площадями, издержки на взаимодействие с государством, поддержка малых предприятий властями, состояние конкурентной среды, уровень безопасности и общая мотивация бизнеса. С.Борисов считает, что выборка была достоверной, в ее формирование «ОПОРА» не вмешивалась.
   По словам президента «ОПОРЫ», верхнюю позицию в рейтинге заняли Ямало-Ненецкий автономный округ, Тульская область, Ставропольский край, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ и другие. В этом нет ничего удивительного, считает С.Борисов, это отражает реальную специфику малого бизнеса на сегодняшний день. По его словам, сейчас особенно важно для малого предпринимательства «наличие свободного пространства, ниш для предпринимательской деятельности».
   Как сообщил С.Борисов, чтобы оценить ситуацию с какими-либо аспектами предпринимательской деятельности, в ходе исследования вычислялись интегральные рейтинги, которые могли иметь значение от 0 от 200, при этом значение выше 100 свидетельствует, что ситуация в регионе благоприятная, ниже 100 – в ней имеют место негативные моменты.
   Свое финансовое состояние подавляющее большинство респондентов оценили достаточно высоко: среднее значение индекса по всем регионам в этом отношении значительно больше 100, в 71 регионе ситуация по данному аспекту благополучна. Этому есть объяснение, считает С.Борисов: во-первых, в стране происходят изменения к лучшему в плане развития экономики, во-вторых, «неуспешный малый бизнес погибает, а те, кто остался на плаву, смотрят в будущее с надеждой».
   По словам президента «ОПОРЫ», наиболее проблемная зона по результатам исследования – это правовые условия и имущественные ресурсы предпринимательской деятельности. Среднее значение индекса по стране по этим аспектам в целом значительно ниже 100, - «это один из тревожных факторов, выявленных в исследовании», отметил С.Борисов. Практически нет регионов, в которых эти факторы оцениваются бизнесом положительно, подчеркнул он.
   С.Борисов сообщил, что незначительная часть российских предпринимателей полностью уверена, что возможно отстоять законные интересы своего бизнеса вопреки воле региональных властей: почти 69% считает, что эти шансы минимальны или их нет вообще. Абсолютный лидер пессимистичных настроений – Республика Алтай, где об отсутствии таких шансов заявили 82% опрошенных, на втором месте – Республика Северная Осетия (Алания) и Белгородская область (по 66%). Результаты исследования свидетельствуют, что предприниматели не готовы защищать свои права в суде и предпочитают решать проблемы иными способами - с этим утверждением согласились 61% респондентов. Наиболее плачевная ситуация в этом отношении в Самарской, Воронежской, Белгородской, Пермской областях, Республике Калмыкия. Своеобразный «оазис судебной защиты» - в Тульской области, где только 8% респондентов отметили, что избегают обращаться в суд.
   По словам С.Борисова, ресурсно-материальная база малого предпринимательства остается очень ограниченной. Об этом свидетельствуют оценки предпринимателями возможности приобретения в собственность офисных площадей: более 80% респондентов отметили, что купить недвижимость не могут; 16% считает, что в их регионах открытый рынок недвижимости для бизнеса практически отсутствует, все приходится делать только через чиновников; 55% полагает, что цены на недвижимость слишком велики, и только 7% опрошенных считают, что рынок недвижимости в их регионах сформирован и цены на нем доступные.
   По данным исследования, сообщил С.Борисов, 12% респондентов тратит на аренду помещений до 70% расходной части своего бюджета, для 4% эта доля свыше 70%. Очень плохо обстоят дела с арендными платежами в Амурской, Белгородской областях. Другая проблема – «непредсказуемая» аренда, при которой власти стремятся получить от бизнеса максимальные суммы за счет манипулирования арендными ставками, и сейчас это происходит повсеместно, отметил С.Борисов.
   Он сообщил, что неблагополучно обстоят дела с развитием конкуренции, и большая часть ответственности за это, по мнению респондентов, лежит на региональных администрациях, которые создают незаконные преференции для отдельных предприятий. Эту ситуацию участники исследования оценивают значительно хуже, чем ситуацию с недобросовестной конкуренцией со стороны крупного бизнеса. Половина опрошенных считает, что в их регионах существуют отрасли, доступ в которые искусственно затруднен, только 23% полагают, что таких отраслей нет. Среди регионов, где крупные компании монополизируют какие-либо отрасли экономики, на первом месте находится Москва, где 2/3 респондентов полагает, что крупные предприятия мешают работать малому бизнесу. Еще труднее приходится предпринимателям Саратовской, Курской и Липецкой областей. В целом 65% респондентов считает, что в среднем по России региональные власти часто или иногда используют административные ресурсы для предоставления нелегитимных преференций отдельным предпринимателям. «Это очень высокий процент, - отметил С.Борисов, - фактор, мешающий развитию предпринимательства». Больше всего нелегитимных преференций предоставляется бизнесу в Татарстане (78% предпринимателей региона считают, что использование служебного положения в личных целях – частая практика местных властей). Исследование показало, что, как правило, административные преференции предоставляются крупному бизнесу.
   Как показало исследование, сообщил С.Борисов, в целом по стране показатель проверок выглядит вполне прилично, хотя по некоторым регионам имеют место более 10 проверок в год. Чаще всего с проверками сталкивается бизнес Тамбовской, Ростовской областей и Мордовии. К аутсайдерам по этому показателю относится Московская область: более 60% респондентов заявили, что нарушений при проверках нет или почти нет.
   По данным исследования, в целом по России больше всего малый бизнес страдает от контактов с налоговыми органами. «Это первое сенсационное открытие, сделанное нами в ходе исследования, - подчеркнул С.Борисов. - До этого два года лидировали представители МВД».
   С.Борисов отметил, что более 60% опрошенных считает взятки распространенным явлением. Причем это характерно для большинства регионов России. Доля от выручки предприятий, расходуемая на незаконные выплаты, в среднем по РФ составляет 8,5%. «Это огромный показатель, который бьет по конкурентоспособности российских предприятий», - считает C. Борисов. Существует ряд регионов, где большинство респондентов полагает практику «откатов» широко распространенной: в Адыгее такое мнение высказали 58% респондентов, в Татарстане - 52%, в Краснодарском крае - 57%, в Астраханской области - 52%, в Московской области - 58%, в Читинской области - 54%.
   По мнению респондентов, противоправных действий в отношении их бизнеса скорее следует ожидать со стороны чиновников и правоохранительных органов, чем со стороны криминальных структур. «Меры, которые предпринимают федеральные власти, не успевают за аппетитами чиновников на местах», - отметил С.Борисов. В том, что малый бизнес сталкивается с противоправными действиями со стороны сотрудников МВД и других силовых структур «часто» или «иногда», заявили 60% опрошенных. К проблеме безопасности в ходе исследования был отнесен и учет интересов малых предприятий при принятии решений органами власти на местах. Более 60% дали скептическую оценку такой возможности.
   По словам С.Борисова, исследование будет передано во все органы исполнительной власти, а также Президенту РФ.
   Как отметил президент «ОПОРЫ», один из основных выводов данного исследования состоит в том, что малый бизнес оценивает себя как вполне успешный и с неожиданным оптимизмом смотрит в будущее.
   По словам С.Борисова, асимметрия на уровне социально-экономического развития между регионами такова, что, сравнивая, например, Ингушетию с Москвой, создается ощущение, что сравниваются две разные страны. Причем различие наблюдается не только в объективных условиях, но и в субъективных оценках предпринимательской деятельности.
   Президент «ОПОРЫ» считает, что к положительным выводам проведенного исследования можно отнести то, что главные риски, которые назвали предприниматели, - экономические. Это означает, что российская экономика проделала немалый путь по созданию цивилизованного рынка, действуя на котором, предприниматель больше озабочен экономической конъюнктурой, проблемами конкуренции, спроса и проч., чем поисками подхода к чиновнику или отношениями с преступной группировкой. Однако крайне низкие оценки правовых условий, недоверие к суду, отсутствие возможности стать собственником помещения, где работает бизнес, агрессивная конкурентная среда, вмешательство в нее чиновников – темы для размышления власти, уверен С.Борисов.
   «Если мы хотим жить в цивилизованной стране, надо делать все возможное, чтобы стремительными темпами развивать малый бизнес, от разговоров надо переходить к делу», - подвел он итог своему выступлению.
   По словам выступившего в ходе пресс-конференции генерального директора ВЦИОМ Валерия Федорова, в ходе исследования использовался метод личного интервью. Отбор респондентов производился ВЦИОМ без содействия со стороны «ОПОРЫ РОССИИ». Исследование проходило в три этапа. В сентябре состоялся первый тур, в ходе которого 50 экспертов создавали опросник, в январе прошло пилотное исследование в 6 регионах, затем в течение трех месяцев был проведен полноценный опрос.
   По словам В.Федорова, исследование проводилось на основании оценок самих предпринимателей, поэтому, безусловно, субъективность здесь проявлена в высшей степени. «Однако существует объективная необходимость такой субъективности», - отметил он. До сих пор можно было опираться только на данные Госкомстата, то есть чиновников, а не на мнение самих предпринимателей. Однако чтобы посмотреть на ситуацию с разных сторон, на этапе обработки результатов исследования полученные данные были сопоставлены с данными Госкомстата.
   Как отметил В.Федоров, за единицу измерения в ходе исследования был взят регион. Регионы различаются не только по объективным условиям, но и по субъективным оценкам предпринимателей: «то, что плохо для московского предпринимателя, для воронежского будет очень хорошо». Однако в результате исследования было выявлено, что регионы, которые по объективным экономическим показателям являются лидерами развития предпринимательства, находятся внизу рейтинга. В.Федоров объяснил это так. Во-первых, это «остывающие» регионы, то есть там уже пройден значительный путь развития рыночной экономики, там очень велика степень развития конкуренции, мало свободного места на рынке. Во-вторых, здесь есть и новый тип ментальности, предприниматели такого региона осознают ситуацию с развитием бизнеса в целом, понимают, как именно можно было бы ее изменить к лучшему. По словам В.Федорова, доля малого бизнеса в объеме производства в этих регионах относительно велика, но прирост инвестиций невысок, что говорит о том, что перспектива для развития малого бизнеса в этих регионах весьма спорна. При этом В.Федоров отметил, что ситуация для развития малого бизнеса в каждом регионе настолько хороша, насколько ее считают хорошей сами предприниматели.
   Как сообщил В.Федоров, чтобы повысить достоверность данных при таких исследованиях, государственным органам будет предложено создать общероссийскую постоянно действующую систему мониторинга предпринимательской деятельности. Значительная работа по подготовке создания такой системы уже проделана, отметил он.