29.11.2005  Харизматичность - главное качество "Предпринимателя года 2005"

   На состоявшемся в понедельник, 28 ноября, пресс-брифинге были оглашены итоги национального этапа международного конкурса «Предприниматель года 2005». Руководитель международной программы «Предприниматель года» в России, партнер «Эрнст энд Янг» Александр Ивлев сообщил, что международный конкурс «Предприниматель года» проводится в России компанией «Эрнст энд Янг» с 2003 года. «Российское предпринимательство преобразовалось и вышло на тот уровень, который соответствует практически всем международным требованиям и стандартам», - заявил он. По его словам, предпринимательство является неотъемлемой частью тех позитивных изменений, которые произошли в стране. В целом в программе «Предприниматель года» принимают участие 40 стран.
   Международный этап конкурса состоится в 6 по 11 июня 2006г. в Монте-Карло, Монако. Россия будет представлена в двух ипостасях. На международном этапе конкурса Россию будет представлять победитель национальной премии «Предприниматель 2005 года» генеральный директор авиакомпании «ЮТэйр» Андрей Мартиросов, а в жюри будет представлен победитель прошлого года Рубен Варданян, представляющий группу компаний «Тройка диалог».
   В продолжение темы А. Ивлев обозначил еще одну позитивную тенденцию. "Если раньше основная часть участников этого конкурса была из Москвы и Санкт-Петербурга, то сейчас состав участников меняется в пользу регионов, таким образом, конкурс становится все более популярен в регионах", - сообщил он.
   Статистика конкурса «Предприниматель года» этого года: 33% участников из Москвы и Московской области, 22% - из Санкт-Петербурга, 20% - из Сибири, а 24% представляют другие регионы. Много заявок, по словам А. Ивлева, поступило из Нижнего Новгорода, Перми, Казани и Тамбова.
   Отраслевой состав участников, по его словам, следующий: 27% представляют сферу производства и продажи потребительских товаров, 22% - сферу услуг, 16% - информационные технологии, 14% - финансовый сектор, 12% - сферу промышленного производства и 8% - недвижимость.
   В заключение А. Ивлев особо подчеркнул, что 40% участников сами организовали свой бизнес и развивают его более 10 лет.
   Андрей Мартиросов, выступая, отметил, что видит основную задачу премии «Предприниматель года» в популяризации "нелегкой профессии предпринимателя" и повышении интереса общества к ней в России, поскольку именно предприниматели во многом обеспечивают благосостояние общества. Он подчеркнул, что разделяет свою победу с коллективом авиакомпании «ЮТэйр» и отраслью в целом и выразил надежду, что данная победа скажется позитивно на инвестиционной привлекательности его компании.
   Отвечая на вопрос ИА «Альянс Медиа», имеются ли у организаторов конкурса планы обратить внимание на малый и средний бизнес в ходе организации конкурса, А. Ивлев отметил, что в конкурсе принимают участие как представители «олигархического» бизнеса, так и среднего. «Конкурс рассчитан на представителей всех уровней бизнеса», - уточнил он, подчеркнув, что имеются планы по его продвижению «вглубь регионов» с привлечением региональных бизнес-ассоциаций и СМИ.
   В свою очередь член жюри, президент компании «Клуб Z» Александр Зурабов сообщил, что в составе жюри есть предприниматели с опытом ведения малого бизнеса, поэтому большую симпатию у них вызывают те участники конкурса, которые начали бизнес «с нуля», и более прохладно они относятся к менеджерам-управленцам.
   Раскрывая секреты работы жюри, А. Зурабов пояснил, что при определении победителя учитываются такие аспекты, как «сложность самого бизнеса», успешность компании и харизматичность ее лидера. Говоря о критериях оценок кандидатов, он выделил такие качества как "наличие системы ценностей, носящих общечеловеческий характер". По его словам, на российском рынке много компаний, чьи руководители оказались на своих должностях «случайно».
   Компания «Эрнс энд Янг», по словам А. Зурабова, берет на себя организационные функции – готовит документы и принимает заявки, не участвуя в обсуждениях независимого жюри. В члены жюри входят: председатель совета директоров «Одинцовская кондитерская фабрика» Андрей Коркунов, исполнительный директор Ассоциации менеджеров России Сергей Литовченко, первый вице-президент «Ренессанс Капитал» Игорь Юргенс, председатель совета директоров «Группа Автолайн» Никита Музырь и другие.
   Члены жюри проводят интервью с претендентами, которые сгруппированы по отраслям, а потом собираются и обсуждают, выдвигая свои аргументы «за» и «против» в адрес того или иного кандидата. «Общие требования – успешность, харизматичность лидера и масштаб его достижений», - сообщил А. Зурабов. По его словам, общие критерии отбора "несильно формализованы". Поиск и отбор номинантов производится через неформальное или минимально формальное общение членов жюри с кандидатами. «Как у людей складывается желание выдвинуть того или иного кандидата – это совсем неформальная вещь, определяющаяся его харизматичностью и масштабом достижений», - подытожил он.
   Отвечая на вопрос, учитывается ли при отборе кандидатов такой фактор, как социальная ответственность, А. Зурабов сообщил, что бизнес должен стремиться к тому, чтобы участвовать в жизни общества и не только на уровне благотворительности. По его словам, на западе тенденция, когда бизнес выступает в роли «доброго соседа» насчитывает уже десятилетия. В России зачастую социальную ответственность воспринимают как «дополнительную дань». По мнению президента компании «Клуб Z», инициатива выбора - как проявлять социальную ответственность - должна оставаться за бизнесом.
   В заключение А. Ивлев сообщил, что у России «самые серьезные намерения победить», а также «хорошие шансы на победу».