10.10.2007  Система ММЦ востребована малым бизнесом всех регионов России

   Сегодня, 10 октября, в Центральном доме предпринимателя на юбилейной межрегиональной конференции «Развитие рынка маркетинговых услуг в регионах России», посвященной 10-летию Системы межрегиональных маркетинговых центров (Системы ММЦ), выступил первый заместитель руководителя Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г.Москвы Александр Карпов.
   Оценивая результаты работы Системы ММЦ за прошедшие 10 лет, А.Карпов отметил, что если начиналась она как идея нескольких энтузиастов, то сейчас это реально работающий механизм, который позволяет объединить потенциал малого и среднего бизнеса большинства регионов России. «Система достигла уже того уровня, когда нормативные документы – как московского, так и российского правительств – учитывают ее опыт и практику», - подчеркнул замглавы ДПиРМП. Вместе с этим Москва в своих соглашениях с субъектами РФ в обязательном порядке включает Систему как один из ключевых элементов по реализации планов межрегионального экономического сотрудничества. Признанием заслуг Системы ММЦ является еще и то, что в столице существует целый ряд нормативных актов, учитывающих опыт Системы в реализации задач органов исполнительной власти по программам межрегиональных связей, добавил А.Карпов.
   Он обозначил некоторые аспекты, которые могут стать заделом на будущее. В частности, по его мнению, создание московского Реестра конкурентоспособных предприятий может стать прототипом создания подобного реестра на федеральном уровне. «Общероссийский реестр был бы полезен в том числе и для крупных торговых сетей. Как известно, поставить в них свои товары – тяжелый процесс, особенно для небольших производителей. Но малый и средний бизнес в некоторых регионах принял этот вызов и объединяется в союзы с тем, чтобы, создав подобный реестр, конкурировать с «крупняками», - сказал замглавы ДПиРМП.
   Он также считает, что в особой поддержке нуждаются программы межрегионального экономического сотрудничества, здесь есть также поле деятельности и для банков. «Поддерживая непосредственно маркетинговую деятельность, мы начали поддерживать эту систему и с финансовой точки зрения. Многие коммерческие банки включились в процесс межрегионального сотрудничества, и здесь – достаточно хорошее поле деятельности в качестве дополнительного элемента поддержки предпринимателей и их торговых связей», - заключил А.Карпов.
   Президент Системы ММЦ Елена Емельянова в своем докладе подвела основные итоги прошедшего десятилетия. Она напомнила, что распоряжение Ю.Лужкова о создании Системы вышло 1 августа 1997 г.; в этом документе содержался постулат, согласно которому Москва шла в регионы исключительно по заявке оттуда, а также давала субсидии на открытие маркетинговых центров в том или ином субъекте РФ. На момент дефолта в августе 1998 г. центров было уже 32; 33-им стал ММЦ "Москва". «Он взял на себя специфические функции – подготовку тренингов для специалистов, организацию совещаний, поддержку информационной сети. Таким образом, ММЦ "Москва" стал своего рода головным центром Системы», - рассказала Е.Емельянова.
   Тогда же, в 1998 г., у Системы ММЦ появился первый зарубежный партнер из Германии, и в ноябре вышло распоряжение Ю.Лужкова о развитии маркетинговых центров в странах СНГ, Балтии и дальнего зарубежья.
   На сегодняшний день в Систему входят 63 ММЦ, в скором времени откроется еще 11. Они объединены общим торговым знаком и работают, подчеркнула Е.Емельянова, находясь фактически на полном самофинансировании. В центрах работают более 700 профессиональных маркетологов, несколько тысяч интервьюеров, в 34 ММЦ есть фокус-комнаты, а общая офисная площадь, занимаемая центрами в регионах РФ, составляет 6,3 тыс. кв. м.
   По признанию Е.Емельяновой, на сегодня наиболее востребованный вид работ специалистов Системы ММЦ – организация и проведение деловых миссий предпринимателей в регионы. Первая из них состоялась в Самаре в ноябре 2004 г. За три года, что ведется эта работа, в миссиях приняло участие 661 московское предприятие, количество результативных переговоров составило 2325. Таким образом, выходит, что каждое предприятие возвращается с 3-4 подписанными контрактами, что является очень высоким показателем.
   Говоря о планах на будущее, Е.Емельянова рассказала, что в самом скором времени Система ММЦ займется созданием коллективных брендов для малых предприятий – как по региональному, так и по отраслевому признаку. «Это позволит предпринимателям увереннее чувствовать себя на выставках и повысить эффективность работы», - уверена она. При этом глава Системы отметила, что создание коллективных брендов будет предполагать не только разработку, но и серьезную рекламную кампанию по их продвижению.
   Также она поддерживает мнение, что весьма полезным может оказаться общероссийский реестр конкурентоспособных предприятий, который может быть создан на основе разработанного Системой. «Особенно это важно на пороге вступления России в ВТО», - уверена Е.Емельянова.
   И, наконец, она сообщила, что очень серьезно в Системе ММЦ будут заниматься маркетингом инноваций, а также разработкой других интересных для малого и среднего бизнеса продуктов.
   В завершение своего выступления Е.Емельянова поблагодарила гостей и участников конференции за множество теплых слов, сказанных в ее адрес, и пообещала, что и в дальнейшем будет работать на благо развития межрегиональных связей малого бизнеса.
   На конференции также выступила начальник отдела регулирования предпринимательской деятельности, конкуренции и рекламы департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития Наталья Ларионова. Высоко оценив работу Системы ММЦ по развитию рынка маркетинговых услуг для малого бизнеса, она отметила, что «последние два года мы в основном строим новые структуры – открываем бизнес-инкубаторы, венчурные фонды, но реально приходит уже время развития комплексных консалтинговых услуг для малых предприятий». Она сообщила, что в настоящее время всего в 4 регионах существуют программы, связанные с поддержкой маркетинговых и консалтинговых услуг для МБ, и это очень мало. Поэтому в МЭРТ намерены начать стимулировать регионы к созданию таких программ.
   Говоря о принятом недавно Федеральном законе №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», Н.Ларионова подчеркнула, что, хотя он и является рамочным, в нем есть два ключевых момента. Во-первых, это впервые сформулированные европейские критерии определения микро-, малого и среднего предприятия. Во-вторых, принципиально изменено понятие организации инфраструктуры поддержки малого бизнеса. «Если раньше это были некие юрлица, целенаправленно создаваемые властями, то теперь это будут любые компании, которые участвуют в реализации программ поддержки предпринимательства», - сообщила она.
   По мнению Н.Ларионовой, в настоящее время есть рынки высококонкурентных услуг – образовательных, маркетинговых, консалтинговых, поэтому необходимость создавать отдельные государственные структуры отпала. «Наша задача – привлечь внимание в работе в тех секторах, куда бизнес не пошел бы самостоятельно», - подчеркнула она. В качестве примера были приведены консалтинговые услуги для начинающих предпринимателей: теперь для этого будут на условиях госзаказа по конкурсу отбираться компании, которые уже работают в данной сфере. «Фактически мы приходим к европейскому определению инфраструктуры», - считает Н.Ларионова.
   Представитель МЭРТ также сообщила, что в скором времени будут внесены изменения в законодательство о полномочиях региональных и муниципальных властей, а также в недавно принятый закон о малом и среднем бизнесе. В нем, в частности, появится новое понятие – межмуниципальные программы поддержки МБ. «По итогам дискуссий мы пришли к выводу, что такой акцент нужно сделать. Пока что у нас существуют только федеральные, региональные и муниципальные программы», - сказала она.
   В заключение Н.Ларионова призвала представителей Системы ММЦ активно включиться в реализацию федеральной программы поддержки малого и среднего бизнеса. «В настоящее время строится 89 бизнес-инкубаторов – каждый примерно на 20 компаний; созданы региональные венчурные фонды; со следующего года мы начнем программу по поддержке фондов прямых инвестиций. Все это для вас, безусловно, перспективные клиенты», - резюмировала представитель МЭРТ.