17.01.2008 Открылась выставка «Русские валенки… и мода» Кажется, валенки на Руси были всегда. Трудно поверить, что бесшовный шерстяной сапог появился на свет всего два с небольшим века назад в Семеновском уезде Нижегородской губернии. А прежде наши предки носили зимой низкую валяную обувь (чуни, коты и валенцы), суконное голенище к которой пришивалось отдельно. Сегодня же, помимо привычной загородной «классики», валенки стали еще и предметом дизайна для ведущих модельеров страны. Выступая в этом качестве, традиционная русская обувка приобрела множество новых ипостасей – от винтажа до гламура, от прет-а-порте до от кутюр. Убедиться в этом каждый может до 7 февраля на выставке «Русские валенки… и мода» в зале Фонда народных художественных промыслов Российской Федерации. Устроители выставки выбрали, пожалуй, самый аутентичный сектор отечественной валяльной промышленности, где за последние двести лет не претерпели принципиальных изменений ни оснащение мастерских, ни собственно труд мастера. Все представленные в небольшом выставочном зале экспонаты сваляны вручную. А вот по художественной и исторической ценности, по способу отделки, по утилитарному предназначению они разнятся очень сильно. Есть здесь валенки повседневной носки, среди которых выделяются «юбилейная» серия, выпущенная в городе Калязине к 70-летию ГАИ, и отороченные хэбэшкой защитного цвета изделия для Погранвойск. Есть и раритеты из двух музеев валенка – московского и мышкинского. В их числе – старейший из дошедших до нас образец валенка, найденный в деревне под Казанью. Сейчас ему больше сотни лет, и выглядит он слегка непривычно из-за фантастически высокого, доходящего до середины бедра голенища. Но в позапрошлом столетии, наверное, на селе зимой иначе было нельзя… Самая же, пожалуй, интересная часть экспозиции – авторская высокая мода. Среди художественных произведений московских дизайнеров – поделки Ирины Вершининой, украшенные стразами, драгоценными камнями и сложнейшими аппликациями из тесьмы. А воронежская мастерица Нина Носатова основала целое направление в отделке валенок от кутюр – невероятно трудоемкое, но зато потрясающе экспрессивное. Приступая к производству этой продукции, которую Нина Ивановна позиционирует как «валенки для дома», автор обязан к тому же овладеть пространственным воображением не хуже конструктора. Потому что полноценные картины русского пейзажа с пряничными домиками, березками, речкой и лесом, изображенные на голенище, отнюдь не нанесены краской поверх валяной шерсти. Суть метода Носатовой в том, что подкрашенные волокна вручную вваливаются в заранее размеченные участки белой шерстяной заготовки. Происходит это, естественно, на плоской основе, пока материал будущего валенка еще очень далек от конечной формы. В финале же проглядывающая сквозь зеленую листву береста березы или белые сугробы на зимней дороге – не что иное как та самая шерстяная основа, оставшаяся незакрашенной после дополнительной обвалки. Как же надо чувствовать свою живописную миниатюру, чтобы «попасть» цветными фрагментами точно в цель, когда шерсть после окончательной обработки из плоского куска превратится в готовый сапожок! Еще валенки обладают очень удобной геометрией для выражения не совсем обычных идей, бродящих в головах у художников. Поэтому мастера подчас не боятся свалять дурака, превращая обычные магазинные валенки в паровозики, самолетики и другие забавные поделки. Носить их, конечно, уже нельзя – ими можно только любоваться. Так, наша 14-летняя землячка Наташа Макарова решила пару валенок поженить, назвав свою аллегорию «Жених и невеста». А вот за витриной – превращенный в камеру-одиночку валенок с недвусмысленным напоминанием: «От сумы да от тюрьмы не зарекайся». – Второй перед Новым годом одна дама купила – в подарок мужу, – сдерживая улыбку, рассказывает заместитель генерального директора Фонда художественных промыслов Ирина Соловьева. – Интересно, они до сих пор не развелись? Чуть не забыл: экспонаты можно приобрести и унести с собой из выставочного зала домой. Конечно, не все: музейные фонды не продаются, а на дизайнерские произведения цена специальная, которую надо оговаривать с автором. Ценовой же диапазон серийных поделок широк – от 300 рублей до нескольких тысяч. Как правило, под эту обувь нужныеще галоши: валенки на резиновом ходу вручную теперь почти не изготавливаются. Выставка открыта в Леонтьевском переулке, 7. Выходной день – воскресенье. Вход свободный. |