28.07.2008  Московскому бизнесу тесно в пределах МКАД

   Развитие малого бизнеса и межрегионального сотрудничества – одни из наиболее обсуждаемых сегодня тем. В эксклюзивном интервью ИА «Альянс Медиа» президент Международной ассоциации «Система межрегиональных маркетинговых центров» (ММЦ) Елена Емельянова рассказала об основных направлениях развития межрегионального сотрудничества малого бизнеса столицы.
   В: Как развивается межрегиональное сотрудничество малых предприятий столицы?
   
О: Развитие идет по нескольким основным направлениям. Если говорить о традиционных методах поддержки межрегионального сотрудничества, то это – выставочно-ярмарочная и конгрессная деятельность, продвижение продукции московских предприятий с помощью инструментов маркетинга, завязывание кооперационных производственных связей и обмен опытом.
   Стали уже привычными деловые миссии в рамках проекта «Бизнес марафон», биржи субконтрактации, участие наших предпринимателей в крупных отраслевых выставках и круглые столы с коллегами из других регионов и стран по обмену опытом. Если более подробно говорить о деловых миссиях, то они проводятся на базе центров, входящих в Систему межрегиональных маркетинговых центров (Систему ММЦ). Неправильно утверждение, что Система ММЦ ориентирована только на малый бизнес Москвы, мы ведем работу в общероссийском масштабе. Отработав в столице методологию проведения деловых миссий, мы сделали ее общесистемной. Сегодня наряду с деловыми миссиями московских предприятий активно проводятся деловые миссии малых предприятий Калуги в Тулу, или тульских инновационных предприятий в Рязань.
   Система ММЦ работает в интересах малого бизнеса всей России и дает возможность предпринимателям напрямую общаться с потенциальными партнерами. Ежегодно в рамках деловых миссий малый бизнес Москвы осуществляет 15-16 выездов в регионы.
   Деловые миссии – это визит предпринимателей на подготовленную площадку для переговоров с заинтересованными партнерами. Результат каждой миссии для малого бизнеса Москвы - 3-5 подписанных контрактов. Но важна не столько статистика по количеству контрактов, сколько возможность показать товар лицом партнеру. Перед началом деловой миссии проводятся маркетинговые исследования, где исследуется потенциал регионального рынка для того или иного вида продукции. Причем маркетинговое исследование - а речь идет о высоком уровне маркетинговой проработки рынка - проводится за счет средств госбюджета столицы. Для малых предприятий это слишком дорогая процедура. Кроме того, московские предприятия в рамках миссии представлены под брендом правительства Москвы, и для партнеров это сигнал о надежности бизнеса.
   2008 год стал поворотным для малых предприятий столицы, так как впервые московские компании стали выезжать с деловыми миссиями за рубеж. На счету две поездки в итальянские города - Удину и Венецию.
   Система ММЦ все более активно развивает сотрудничество с зарубежными компаниями. Более 30 миссий зарубежных компаний принял ММЦ «Москва». Однако деловые миссии предпринимателей из Италии, Польши, Чехии и других стран побывали с визитами только в трех регионах - Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске. Хотелось бы, чтобы они продвинулись в поисках деловых контактов несколько дальше по территории России. Рынок Москвы очень плотный, здесь трудно конкурировать, в то же время есть огромный потенциал во многих регионах и, в первую очередь, городах-миллионниках, которые перспективны для международного сотрудничества.
   Если говорить о выставочно-ярмарочной деятельности, то она не только активно развивается, но и совершенствуется год от года. С целью повышения эффективности мы применяем отраслевой принцип организации выставок для малых предприятий. Малый бизнес Москвы активно участвует в выставках по приоритетным для Москвы направлениям в интересах развития реального сектора экономики, ЖКХ, молодежного предпринимательства, ремесленничества и т.д.
   Другое направление межрегионального сотрудничества - налаживание кооперационных связей промышленных предприятий – активно развивает Национальное партнерство центров субконтрактации и, прежде всего, Межрегиональный центр промышленной субконтрактации и партнерства. Ежегодно центр проводит 4 биржи субконтрактинга и одну конференцию по проблемам и перспективам развития промышленной кооперации. Большое внимание центр уделяет вопросам сертификации по ИСО, поскольку это помогает предприятиям сделать свою продукцию более конкурентоспособной.
   Но помимо традиционных видов межрегиональной деятельности есть такой важный аспект взаимодействия как обмен опытом. Многие методологии и программы, созданные в столице и направленные на развитие московского малого бизнеса, активно используются в регионах в ходе создания собственных программ. Поэтому очень важен информационный обмен, который происходит в рамках проводимых Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства, Московским центром развития предпринимательства и другими организациями инфраструктуры круглых столов.
   Очень популярным стал такой вид межрегиональной деятельности, как финансовая поддержка в рамках Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы. Фонд имеет квоту для выдачи гарантий не только для московских, но и региональных малых предприятий. Как показывает практика, региональные предприятия нуждаются в гарантиях больше московских, и эта квота выбирается в первые же месяцы года.
   В планах Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Москвы еще одно важное направление межрегионального сотрудничества в сфере развития МБ – проект создания центров делового сотрудничества в Твери, Калуге, Туле, Липецкой и Ивановской областях на паритетных условиях Москвы и регионов. Этот перспективный проект пока будет отрабатываться в регионах ЦФО, но в перспективе возможно расширение географии. Подобные центры будут выполнять важнейшие функции: с одной стороны, центров продвижения московской продукции в регионы, и с другой, будут обеспечивать малый бизнес необходимыми элементами делового сотрудничества. Они позволят решить общие для бизнеса проблемы – нехватки современных помещений, шоу-румов, складов, точек розничной торговли продукцией МП и т. д.
   В: Сегодня вопросы развития малого бизнеса стали обсуждаться на самом высоком уровне. На ваш взгляд, насколько сказывается на эффективности мер по развитию МБ личностное отношение к вопросу главы региона?
   
О: Безусловно, от понимания важности проблемы главой региона зависит успех и эффективность принимаемых программ. Но сегодня этот вопрос уже не столь безнадежен, после того, как отношение к проблеме развития малого бизнеса было высказано на самом высоком уровне - со стороны федерального правительства. Кроме того, принято решение, согласно которому деятельность губернаторов будет оцениваться, в том числе, и по показателям развития малого бизнеса в регионе. Так что теперь этой проблемой придется заниматься всем губернаторам, вне зависимости от их личностного отношения к вопросу.
   Мэр Москвы начал работать в этом направлении давно. Когда в 1997 году он выделил полмиллиона рублей субвенций на развитие Системы ММЦ, многим его решение показалось странным. Однако, когда Система заработала, многие коллеги Ю.М. Лужкова признали, что это эффективный инструмент для развития бизнеса.
   Сегодня многие регионы включают в собственные программы поддержки МБ проведение деловых миссий, понимая, какой эффект они дают в развитии межрегиональной кооперации. Для примера: деловая миссия тульских инновационных предприятий в Рязань дала неожиданные результаты – выяснилось, что оборудование, которое рязанские предприятие закупали в ФРГ, производится и в Туле. Но более высокого качества, чем европейский аналог и значительно дешевле, даже без учета таможенных расходов. В результате власти двух регионов приняли решение о подписании договора о межрегиональном сотрудничестве.
   Но, несмотря на эффективность деловых миссий, выставки также очень важны как имиджевый элемент сотрудничества. Они дают площадку для обмена опытом, где более слабые учатся у более сильных.
   В: Сегодня регионы конкурируют в борьбе за инвестиционный ресурс. Насколько полезно проведение презентаций регионов на различных площадках?
   
О: Все зависит от того, какую цель регион ставит. Любая выставка или презентация должны проводиться с конкретной целью. Если стоит задача привлечения инвестиций, то презентацию нужно проводить, например, в ТПП РФ, учитывая, что члены палаты - крупные предприятия, которым нужно представить инвестиционную привлекательность региона. Площадка Совета Федерации используется скорее с политической целью и для привлечения внимания к имиджевым проектам региона. Но с точки зрения поддержки малого бизнеса, такие мероприятия бесполезны. Исключение - если речь идет об инновационной деятельности в регионе. Но глобально пора осознать, что выставки по принципу «Малый бизнес N….ой области» не стоит проводить в принципе, они неэффективны. И даже если тема развития малого бизнеса становится все более актуальной, нет смысла тратить средства регионального бюджета на такие бесполезные пиар-мероприятия, как выездной показ лучших малых предприятий по всей России. Тем более, что сегодня бизнес не затащишь в ознакомительные поездки с целью делового туризма.
   В: Рынок меняется. Какие новые проблемы ждут малый бизнес, работающий в реальном секторе?
   
О: Проблема конкуренции будет на первом месте. И поэтому в первую очередь нужно поддерживать бизнес в реальном секторе экономике. Но если мы не перестроим всю систему промышленности, не переведем ее на новые кластерные схемы, мы не добьемся высокого качества продукции. Кластерный подход с созданием конгломератов, где наряду с кооперацией развита конкуренция между малыми предприятиями, себя полностью оправдывает. Нет конкуренции – нет качества, а значит, нет перспектив для МБ при вступлении в ВТО.
   Что дает кластер малым предприятиям? Снижение общих издержек, с одной стороны, и конкуренцию, с другой.
   В: В России есть условия для развития кластеров?
   
О: Пока можно говорить только о протокластерах, т. е. кластерах в зачаточной стадии развития. Это тенденция общероссийская.
   Но другое дело, что есть два вида кластеров - стихийно создаваемые и организованные. Стихийный кластер, создаваемый как требование рынка и по доброй воле самих предприятий, как правило, работает как часы. Но есть опасность, что кластер, организованный сверху, окажется недееспособным. И такие случаи уже были, кода вокруг якорного предприятия построили производственные помещения для малых предприятий – поставщиков запчастей и деталей. Однако не учли, что у головного предприятия давно налажены связи с поставщиками по всей России, и малый бизнес остался без работы.
   Поэтому идею создания кластера необходимо тщательно прорабатывать с якорным предприятием. И здесь нужны не только маркетинговые исследования, но и поддержка государства для создания центра коллективного пользования с современными помещениями. Если в кластере не достает дорогостоящего технологического оборудования, то государство должно оказать финансовое содействие и в решении этого вопроса. И поскольку самым острым вопросом остается проблема нехватки производственных площадей, назрела необходимость создать федеральный фонд поддержки кластерных предприятий. В ведении фонда должны быть не только финансовые, но и земельные ресурсы для выделения участков под протокластеры.
   Территориальная целостность – очень важный вопрос. Только при этом условии можно решать вопрос централизованного обучения кадров, единой бухгалтерии, централизованного продвижения товара и грамотной системы разделения труда. Кроме того, у малых производственных предприятий снимается транспортная проблема.
   В: Кто в ответе за будущее развитие протокластеров?
   
О: Это вопрос партнерства бизнеса и власти. И на первый план здесь выходит инициатива предпринимателей, подкрепленная доверием к власти. Нужно менять представление чиновников о том, что такое социально активный малый бизнес, снижать административные барьеры. Малый бизнес дает рабочие места и платит налоги, и в этом его социальная функция. Если речь идет о развитии МБ в промышленности, а нехватка таких предприятий по производству компонентов уже факт, то для него нужно создавать особые условия. У нас в промышленности износ оборудования 80%. Из чего вырастет малый бизнес производства комплектующих? Можно искать нужные предприятия по всей России, но если хотите под боком, то дайте ему оборудование в лизинг, площади. И этот вопрос нужно решать во взаимодействии власти на местах с якорными предприятиями. Тогда и будет реализован на практике принцип частно- государственного партнерства.
   В: Какие новации можно ожидать в кооперационном сотрудничестве малого бизнеса?
   
О: В этом вопросе главное - здравый смысл. Можно развивать Дальний Восток, организуя там небольшие производства компонентов для поставок предприятиям в ЦФО. Но это нецелесообразно – слишком велики транспортные расходы. Поэтому взаимодействие должно развиваться в рамках соседних регионов или федеральных округов. Тем более что далеко не весь потенциал еще задействован. Но география сотрудничества, безусловно, будет расширяться. И бизнес, если это выгодно, если речь идет о производстве уникальных компонентов или добыче биологического сырья, будет работать. Невзирая на транспортное «плечо», кооперация будет развиваться. Просто это будет естественный процесс.
   Есть даже перспективы завоевать «дальние» региональные рынки товаров народного потребления, при условии, что качество будет европейское, а цены как на товары, произведенные в странах Восточной Азии.
   В: Есть ли шанс вовлечь в процесс сотрудничества малый бизнес из труднодоступных или дотационных регионов, называемых «медвежьими углами»?
   
О: Эту проблему не стоит оставлять без внимания. Мы создали модель минимально достаточной инфраструктуры на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Предлагается на всех уровнях стандартизировать услуги для предпринимателей вне зависимости от «места жительства». В любом районе предприниматель должен получить минимальный набор услуг - информационных, консультационных, маркетинговых и юридических. Качество услуг не должно зависеть от того, где они получены: в «медвежьем углу» или самом перспективном районе Москвы. Опыт Москвы по созданию инфраструктуры поддержки малого бизнеса есть, и его нужно использовать. Поэтому наше второе предложение - о создании в каждом МО центра развития предпринимательства. В центрах будут работать три подразделения: муниципальный финансовый фонд, консультационный пункт и точка коллективного пользования Интернетом. Консультанты будут обучать предпринимателя, как получить через Интернет всю информацию о федеральных и региональных программах поддержки МБ, как наладить межрегиональное сотрудничество, найти партнеров и заявить о выпускаемой продукции. Задача консультанта - научить, как использовать информационный ресурс. Это особенно важно для предпринимателей, живущих в глубинке, где проблема дефицита информации стоит особенно остро.
   Пока у малого бизнеса еще много сложностей. И не только на уровне дотационных муниципалитетов, но и в большом городе. На уровне муниципального образования в отношении к малому бизнесу либо полный беспредел, либо полное взаимопонимание. Но сегодня взаимопонимание достигается все чаще, так как мэры небольших городов поняли, что малый бизнес - это рабочие места и налоги в казну. В большом городе у малого бизнеса большие проблемы - слишком много проверяющих. Чем больше город, тем больше чиновников. Но вместе с тем растет понимание, что развивать малый бизнес – выгодно. Малый бизнес, несомненно, принесет доход, но не сразу. А вложения в его поддержку нужны уже сегодня, но если ничего не «сеять», то ничего и не вырастет.