02.02.2011  В Омске состоялся Саммит по недвижимости

   Более 150 профессионалов из 100 компаний обсудили ключевые проблемы развития инвестиционно-строительной сферы Омска в ходе Саммита по недвижимости, организованного Гильдией управляющих и девелоперов и Мэрией города Омска, а также перспективы развития торговых комплексов в российских городах.
   «Саммит – это возможность пообщаться с коллегами по рынку недвижимости и инвестиций, услышать «горячую десятку» трендов, которые предполагаются в развитии в ближайшее время, - отметил директор департамента экономической политики Сергей Синдеев. - Муниципалитет, создавая площадку для дискуссии, гарантировал ее участникам, что вмешательство органов власти в ход проведения самого саммита будет минимальным».
   По данным журнала Forbes, в прошлом году Омск поднялся с 11-го на 6-е место в рейтинге российских городов, наиболее привлекательных для инвесторов. Несмотря на высокую оценку, зарубежные инвесторы не проявляют достаточного интереса к городу. В ходе дискуссии эксперты обсудили, какие факторы сдерживают развитие рынка недвижимости Омска, а также задачи, без решения которых невозможно привлечь внимание крупных инвесторов.
   В качестве привлекательных черт Омска для иностранных инвесторов генеральный директор NAI Becar Давид Годшо выделил выгодное географическое положение (в центре России, близко к объектам сырьевого сектора и транспортной инфраструктуры Сибири, Урала и Северного Казахстана), обширность территории, динамизм развития, связанным с активной деловой жизнью и наличием молодого квалифицированного персонала на рынке труда, а также богатую научную и культурную жизнь. Однако есть ряд негативных моментов, среди которых значатся опять же факторы географии (удаленность от Европы), достаточно суровый климат, «трудный язык», разница часовых поясов.
   Давид Годшо отметил, что, по мнению иностранцев, Омск - «всего лишь один из городов России», поэтому для привлечения внимание западных инвесторов очень важно правильно позиционировать город. «Самое первое – нужно единое позиционирование города. Если нацелиться на 20 различных посланий (отличная культурная жизнь, промышленность, город-сад и так далее), то ничего не получится, - заявил в ходе дискуссии Давид Годшо. - Люди больше одного, максимум двух фактов запомнить не могут. Должно быть несколько аргументов, сфокусированных в одной точке. Это касается не только инвестиций, но и того, как люди всего мира рассматривают Омск. Позиционирование – это то, что консультанты самостоятельно сделать не могут. Девелоперы сами по себе не смогут этого сделать. Администрация также не сможет самостоятельно решить этот вопрос. Позиционирование – это большое поле для работы всех заинтересованных сторон».
   Во второй части дискуссии эксперты обсудили перспективы управления торговыми объектами города и повышения их доходности. «В 2009 году в Москве не было введено в эксплуатацию ни одного объекта, - рассказал Вице-президент ГУД, Директор GVA Sawyer по СПб и СЗФО Николай Вечер, – Сейчас ситуация меняется. На текущий период наметилась тенденция к росту арендных ставок, для большинства арендаторов в торговых центрах Москвы они выросли на 7-10% с начала года. Активно развиваются, открывая новые магазины, X5 Retail Group, «Ашан» «Магнит» и другие крупнейшие сети». Так, по прогнозам GVA Sawyer, Auchan group (компания, управляющая сетью гипермаркетов «Ашан» в РФ), планирует к 2015 г. впятеро увеличить количество российских супермаркетов сети «Атак» (с 40 до 200 магазинов). Активно идут сделки M&A, интерес проявляют федеральные сетевые ритейлеры (Х5).
   Николай Вечер рассказал и о других прогнозах GVA Sawyer. В 2010 г. увеличивался спрос со стороны ритейлеров на качественные свободные площади как в торговых центрах, так и в стрит-ритейле. И в текущем году прогнозируется активное строительство торговых центров в регионах и городах численностью от 300 до 500 тыс. жителей. Города-миллионники тоже будут развиваться, но менее динамично. Возрастет интернационализация «сетевиков», усилится специализация и произойдет ребрендинг существующих торговых центров. Главной определяющей чертой станет мультифункциональность комплексов, в связи с чем дополнительный стимул получит развитие сектора развлечений в ТК.