12.02.2011  Картофель в очень дорогих мундирах

   В 2010 году в России из-за небывалой засухи было собрано всего 21,5 млн тонн картофеля, тогда как обычно собиралось под 30 млн тонн (в 2009 году — более 31 млн тонн). Но даже в благополучные годы картофель докупался на внешних рынках. По данным Федеральной таможенной службы, Россия импортировала в 2008 году 537,5 тыс. тонн картофеля на сумму $223,95 млн, в 2009 году — 374,15 тыс. тонн на сумму $148,14 млн.
   Пока из-за неурожая правительство официально заявило о намерениях импортировать 4 млн т, но столь скромная сумма озвучена лишь для того, чтобы сдержать алчность продавцов. Цены и так растут, как бешеные. Реальные же объемы потребности в картофеле (до следующего урожая) можно оценивать в 7-9 млн тонн.
   Тем временем, ситуация с розничными ценами в России явно вышла из-под контроля. Так, по подсчетам экспертов Центросоюза России, общая наценка оптовых баз, посредников и розничных магазинов при продаже картофеля с начала сентября 2010 года по конец января 2011 года выросла в 2,8 раза — с 6 до 17 рублей. При этом в начале сентября 2010 года картофель закупался у производителей в среднем по 15,3 рубля за кило. К концу января личные подсобные хозяйства продавали кило корнеплода уже по 22,3 рубля. На оптовых базах в регионах цена выросла в среднем до 28 рублей за килограмм.
   Соответственно, если по данным Росстата в 2009 году кило стоило около 14 рублей, то сегодня найти картофель в типичном российском магазине дешевле 40 рублей — уже удача, а в крупных городах можно встретить ценники выше 100 рублей.
   Причем в нынешнем сезоне масштабные закупки за рубежом не окажут понижающее давление на цену. В Египте — революция, в ЕС — тоже неурожай. По данным Института конъюнктуры аграрного рынка, в среднем валовой сбор картофеля в странах Евросоюза снизился в 2010 году на 10%, теперь им самим картофеля не хватает.
   Таким образом, картофель претендует стать вторым ценовым рекордсменом среди продуктов после гречи, которая подорожала втрое. У чиновников от сельского хозяйства возникает желание найти виноватых. Однако в Федеральной антимонопольной службе России сообщили, что пока не видят в ситуации признаков ценового сговора, хотя проверки ведут и держат вопрос на контроле. Да и какой тут ценовой сговор, когда тотальный неурожай?
   Но в отличие от гречки, умеренно популярной у российских поваров, картофель заслужил титул «второго хлеба», и для многих российских семей является чуть ли не основным гарниром — средний россиянин в год потребляет 73 кг картофеля. Поэтому хотя бы для видимости власть должна что-то предпринять.
   Естественно, тут же вспомнили про старую идею — зафиксировать цены. В частности, именно такую меру 24 января предложил заместитель министра экономического развития РФ Андрей Клепач.
   Это далеко не первое подорожание продуктов в истории современной России и далеко не первое предложение законодательно заморозить цены. Поэтому привычно звучат и мнения экспертов по поводу властных инициатив. Так, в Центре развития Высшей школы экономики пояснили, что в условиях растущих закупочных цен любая попытка «заморозки» приведет к возникновению дефицита и более ускоренному росту цен в будущем. Кроме того, сезонный пик подорожания овощей традиционно приходится на май-июнь, а, согласно действующему законодательству, ограничения на цены можно вводить на срок не более 90 дней.
   «Поэтому особого смысла ограничивать цены в феврале нет, — делают вывод в Центре развития, — в мае они взлетят на рыночный уровень с поправкой на разогрев в результате искусственного дефицита».