15.09.2011 Саммит "Восточное партнерство" пройдет в Варшаве 29-30 сентября в Варшаве состоится саммит глав государств и правительств шести стран - участниц программы "Восточное партнерство" Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Молдавии, Украины и 27 стран - членов Евросоюза. Саммит будет проходить в период польского председательства в ЕС, хотя изначально он был запланирован на май, когда пост председателя занимала Венгрия. С одной стороны, такая рокировка безусловно нанесла урон престижу последней, но с другой - для Венгрии программа не является приоритетной и руководство страны, не имея каких-то конкретных проектов по её реализации, безболезненно признало лидерство за поляками. Программа "Восточное партнерство" является польско-шведской инициативой. В июне 2009 г. она была выделена в самостоятельное направление Европейской политики добрососедства. Её главная цель заключается в формировании демократичного и стабильного окружения Евросоюза, развитии более тесного сотрудничества с восточными соседями ЕС. Отношение к программе "Восточное партнерство" (ВП) как среди стран - членов ЕС, так и среди тех, на кого она расчитана, неоднозначно. Самыми заинтересованными в реализации этой программы являются её инициаторы - Польша и Швеция. Для Варшавы успех инициативы "Восточное партнерство" стал бы подтверждением обоснованности её претензий на роль лидера восточной политики ЕС. Берлин демонстрирует более сдержанный интерес, в то время как самым удаленным от восточных границ объединения странам фактически вообще нет никакого дела до этой инициативы и в гораздо большей степени они озабочены экономическим кризисом и чередой революций в странах Северной Африки. Поэтому их явно выраженный приоритет - это южный вектор Европейской политики соседства. Среди стран-участниц "Восточного партнерства" можно выделить две группы. Первую представляют страны, питающие надежды на достижение в конечном итоге полноценного членства в Евросоюзе, это - Украина, Молдавия и Грузия. Вторая состоит из стран, которые не стремятся к вступлению в ЕС, но и не отказываются от предлагаемых проектов, особенно, если их реализация сопровождается определенным финансированием. К этой группе стран можно отнести Азербайджан, Армению и Белоруссию. В качестве инструмента реализации целей и задач "Восточного партнерства" странам предложен новый тип договора о свободной торговле - Договор об углубленной и комплексной свободной торговле (DCFTA - Deep and comprehensive free trade agreement), который предполагает не только либерализацию в области торговли товарами и услугами, но и конвергенцию стран в области таможенных норм и технических стандартов, санитарных и фитосанитарных норм, защиты интеллектуальной собственности, государственных закупок, конкуренции и т.д. Соглашение предусматривает фактический переход на нормы торгового права Евросоюза. При этом западные партнеры уверены, что страны - участницы "Восточного партнерства" должны воспринимать DCFTA как "пакет необходимого законодательства и реформ, а не вести по этому поводу переговоры". Однако такой подход в реальности превращает страны-участницы в страны - объекты инициативы ВП. Большинство экспертов и политиков, с одной стороны из стран ЦВЕ, а с другой - из России, говорят о провале инициативы и в первую очередь по причине скудного финансирования. На самом же деле складывается впечатление, что никто и не собирался выделять астрономические суммы, чтобы "затащить" Украину или Молдавию, а тем более Азербайджан в ЕС. Концепция проекта в другом - вы получите дозированный доступ на наши рынки, открыв нам полностью свои и приведя в соответствие с нашими стандартами все необходимые сферы деятельности, начиная от административной системы, заканчивая таможенным регулированием. Вот на разработку планов и методик по проведению подобных реформ и выделяются средства. И при этом за них странам-объектам придется посоревноваться - в действии принцип "больше (средств) за большее (число реформ)". В данном случае расчет, очевидно, делается на то, что сработает "демонстрационный эффект". И страны, а точнее элиты, более успешно справившиеся с "заданием" ЕС, должны будут стать предметом зависти для тех, кто ещё недостаточно хорошо поработал. Об этом свидетельствует, в частности, заявление министра иностранных дел Германии Г. Вестервелле, сделанное им на встрече министров внешнеполитических ведомств стран Вишеградской группы в марте 2011 г., в котором он заявил, что преимущества в отношениях с ЕС получит та страна, которая быстрее проведет реформы. Получается дёшево и эффективно. Несмотря на незначительные финансовые ресурсы, выделяемые Евросоюзом на реализацию инициативы, программа становится определенным инструментом воздействия на элиты стран - объектов "Восточного партнерства", - подчеркивается в информации Российского института стратегических исследований (РИСИ). |