19.12.2011 И. Городничий об информационной поддержке бизнеса и не только... 21 декабря на заседании Правления Торгово-промышленной палаты Российской Федерации будет рассмотрен вопрос «Об информационной поддержке предпринимательской деятельности». Наверное, информационная поддержка – не самая главная проблема бизнеса и палаты сегодня. Но кажущаяся простота формулировки вопроса далеко не соответствует его емкости и значимости. Палатой вопрос рассматривается впервые, и сегодня он имеет стратегическое значение. Каковы сегодня информационные потребности бизнеса в России? Откуда бизнес берет информацию? Каким бы он мог быть, получив доступ к действительно необходимой и хорошо организованной информации? Какую роль в этом процессе должна играть палата? Какой она сама должна быть информационно? Должна ли она не только понимать текущие потребности бизнеса и пытаться лоббировать его информационные интересы, но и быть впереди, предлагать новые решения и механизмы информационного развития делового сообщества, быть проводником связей бизнеса, общества и власти в информационном пространстве? В сфере информационного обеспечения предпринимательской деятельности давно назрела необходимость координации и взаимодействия ограниченно действующих отдельных ресурсов, систем и программ. Если в сегменте рыночных информационных услуг для бизнеса в силу неразвитости самого информационного рынка все складывается более-менее нормально, хотя и с заметным отставанием в удовлетворении реальных информационных потребностей бизнеса, то на государственном уровне эти вопросы не рассматриваются, и, соответственно, не решаются вовсе. Отсутствует государственная информационная политика в отношении предпринимательства, на роль которого в развитии экономики России, тем не менее, делается значительная ставка. В то же время, с учетом опережающего развития мировой информационной отрасли и связанных непосредственно с этим современных информационных и коммуникативных возможностей развития бизнеса российский бизнес с его текущим уровнем развития в данной сфере не может успешно интегрироваться е единое информационное и экономическое пространство, в том числе в сфере наступивших условий Таможенного союза и ВТО. Конечно, можно принять решение о том, что все и так хорошо. Никто ведь не знает, какими в идеале могут быть информационные возможности ведения бизнеса. Пора посмотреть на состояние дел не глазами разработчиков и поставщиков информационных продуктов и услуг, и даже не глазами предпринимателя, который добывает информацию самостоятельно, как может, и рад тому, что есть, а попытаться понять и реально оценить место, цели и задачи палаты в перспективе глобальных тенденций информационного развития. Для этого необходимо вспомнить, каким темпами идет информационное развитие. Недавно мы поражались появлению мобильной связи, а она в течение 3 лет практически сформировала единое коммуникационное пространство, в котором мы сегодня используем мобильный телефон уже только на 60% для разговоров и на 40% - для других коммуникаций, в основном для получения информации или, проще сказать, контента. Раньше мы радовались 2-3 каналам черно-белого телевидения, а потом изумились, обнаружив более 300 цветного. Теперь, с переходом на возможности скоростного доступа в Интернет, появились тысячи цифровых каналов. Информационная революция идет уже давно и с течением времени только ускоряется. Это уже коренным образом изменило условия и возможности ведения бизнеса. У наиболее эффективно действующих в Интернете туристических компаний, например, через сеть поступает уже до 90% заказов. Значительную часть деятельности в on-line переносят риэлтерские компании и кадровые агентства. Практически весь ритейл представлен в Интернете. Все крупнейшие поставщики и заказчики действуют через специализированные электронные площадки, конкурсы и аукционы. Электронную торговлю вообще упоминать не стоит - она сама пришла из сети. При этом не стоит ориентироваться на проваленную программу «Электронная Россия» и хронически отстающее «Электронное правительство». Не могут темпы развития предпринимательства зависеть от вялотекущих действий государства по «внедрению» электронной цифровой подписи и бесконечных обсуждений соответствующего законодательства, которые выливаются в репрессии для бизнеса в виде требований налоговых органов под видом сдачи отчетности в электронном виде представить договор с уполномоченным оператором цифровой подписи. Отчетность, при этом, все равно принимается в бумажном виде. Обещанных еще три года назад электронных баз данных бухгалтерских балансов так и нет, как, впрочем, баз данных государственной регистрации и самих налогоплательщиков. Кроме нелегальных баз данных, естественно, украденных в тех же госструктурах. Каково качество такого контента? Кто несет ответственность за возможные проблемы бизнеса при его использовании? Почему бизнес, оплачивая через налоги и всевозможные дополнительные услуги работу госорганов, собирающих эту информацию, должен потом практически нелегально покупать ее? Может быть, в решении этих проблем в том числе и должно заключаться лоббирование палатой информационных интересов бизнеса? Одним из важнейших направлений такой деятельности и значительного повышения возможностей палаты в рассматриваемой сфере мог бы стать механизм (возможно, передаваемый палате как часть госфункций) мониторинга на соответствие требованиям раскрытия информации сайтов федеральных и региональных органов исполнительной власти. Ведь именно бизнес является потенциально самым заинтересованным пользователем такой информации. При этом можно было бы не только мониторить минимально запланированное законодательно, но и формировать свои предложения по увеличению контента для предпринимателей и лоббировать эти решения в правительстве, которое, конечно же, заинтересовано в развитии предпринимательства, но «нагружать» себя само не будет. Но давайте вернемся ближе к нашей теме – роли и месте системы ТПП РФ в этих вопросах. По прогнозам крупнейших и известнейших мировых корпораций, действующих в сфере информатики и телекоммуникаций, до 2016 года в Интернете до 80% контента будет представлено в видеоформате. Меняется рынок труда: более 60% ведущих высокотехнологичных компаний США позволяют сотрудникам работать удаленно. Ярким примером может служить трансформация образования, которое все в большей степени приобретает дистанционные формы и меняет традиционный формат семинаров и тренингов на вэбинары. Уже к 2020 г. в мире в единой сети между собой будут взаимодействовать до 50 миллиардов электронных устройств. Возникнет полноценное информационное пространство, в котором в электронном формате будет возможна информационная поддержка многих проблем - от бытовых вроде автоматического заказа продуктов из магазина до организации глобальных мировых саммитов. Понятия «сеть Интернет» в нынешнем виде не будет. Все будет интегрировано в единое инфокоммуникационное пространство. При этом становится неважным, какие у вас сайты и сколько их. Важны каналы продвижения и получения информации. Важно соответствие контента информационным потребностям пользователя – предпринимателя. Важно постоянное активное широкомасштабное присутствие в информационном пространстве. Информационные ресурсы будут существовать в единой многомерной матрице. Возникнут информационные потоки и информационные каналы. Это непосредственным образом отразится на экономике и бизнесе. Вот к этому и должна быть готова палата. Необходимо выделить еще один важнейший аспект. Говоря об информатизации, мы все время скатываемся к обсуждению средств связи и телекоммуникаций, техническим и программным средствам. Это понятно: их рынок и экономика не идут ни в какое сравнение с рынком информации, особенно в России. Тем не менее, для бизнеса в информационном смысле в первую очередь важны не только «дороги и машины», а непосредственно то, что они могут «везти» бизнесу - тот же контент. Итак, основное – контент. Контент может быть разным, но наиболее важен – эксклюзивный, имеющийся в системе ТПП; именно он представляет наибольшую ценность для бизнеса. Его надо формировать и активнее использовать во внутренних и внешних интересах системы. При этом в палате до настоящего времени нет единой базы данных членов ТПП, отсутствует информация о проведенных экспертизах и выданных сертификатах, прекращена публикация информации об аккредитованных иностранных компаниях. А ведь именно для того, чтобы палата поддержала их в России, они и аккредитуются, и информация палаты о них и является этим самым эксклюзивом. Вместо этого мы пытаемся стать посредниками в продаже чужой информации вроде тендеров ООН и справок о надежности деловых партнеров, которой сами не обладаем. ТПП РФ является важнейшим элементом национальной экономической инфраструктуры, которая обеспечивает системные правовые, организационные, экономические и ресурсные условия для развития бизнеса, предоставляет различные услуги субъектам экономической деятельности. Сложность и масштабность задач, стоящих перед палатой, а также ее организационно-политический и информационный потенциал выводят ее на уровень ведущих системных институтов развития страны, которые призваны обеспечить выход российской экономики на инновационную парадигму, стать ресурсом модернизации не только экономической системы, но и самой системы отношений между государством и бизнесом. Следует подчеркнуть, что ключевым ориентиром развития страны на среднесрочную перспективу является формирование базовых основ информационного общества и соответствующей экономической формации – информационной экономики. В этой связи роль палаты также весьма значительна, поскольку ТПП РФ в значительной степени – информационная организация, создающая в первую очередь информационно-организационные условия для эффективной деятельности субъектов бизнеса. Палата должна содействовать развитию необходимых информационных ресурсов и созданию условий доступа бизнеса к ним, развивать современные информационные, экспертные и аналитические услуги. Одна из важнейших задач ТПП РФ - устранение «информационных разрывов» между всеми участниками экономического процесса: предприятиями, организациями, инвесторами, государственными органами. В ближайшей перспективе архитектура системы институтов развития и, соответственно, системы управления ресурсами развития может существенным образом изменяться. Углубление интеграции России в мировое экономическое пространство, в том числе за счет Таможенного союза и ВТО, несущее новые факторы, осложняющие деятельность субъектов бизнеса, потребует более эффективных форм и средств их поддержки, новых инновационных инструментов работы институтов развития в экономической среде. Значительное раскрытие российского экономического пространства приведет в сферу системных услуг для бизнеса новые структуры, возможно, имеющие опыт работы в таких условиях и способные работать более эффективно. Важным обстоятельством также выступает тот факт, что государство, несмотря на текущее неудовлетворительное положение дел, а во многом и благодаря ему, будет также ускоренно наращивать свою эффективность в части создания инструментов и систем взаимодействия с бизнесом, в том числе по линии реализации к 2020 году проектов «Электронное правительство» и Стратегии инновационного развития. С учетом того, что ТПП РФ является крупнейшим объединением российских предпринимателей, включающим в себя другие общероссийские, территориальные и отраслевые союзы и объединения и имеющим наиболее разветвленную инфраструктуру в регионах и за рубежом, уместно ставить вопрос о формировании именно на основе структуры системы ТПП РФ единой информационной инфраструктуры поддержки бизнеса в России. Во многом инфраструктура системы ТПП РФ, особенно с учетом территориальной удаленности и формируемых коммуникативных связей, таковой уже является. При этом необходимо более активно развивать межрегиональные и международные информационные связи предпринимателей, которые неизбежно создадут условия для развития бизнеса и экономических связей в целом. Особое внимание следует уделить развитию отношений со странами бывшего соцлагеря и СНГ, объективно и исторически тяготеющих к взаимодействию, а часто и экономически связанных с экономикой России. В плане подготовки к наступающим преобразованиям ТПП РФ необходимо активнее внедрять в свою деятельность электронные механизмы и уже в 2012 выйти в режим «Электронная ТПП РФ» со всей инфраструктурой. Начальные условия и механизмы для этого уже есть. Необходимо усилить информационную активность и влияние Палаты на основе развития электронных СМИ как в центре, так и в регионах РФ. Что такое «Электронная ТПП»? Скорее всего, это совокупность инновационных форм и методов деятельности системы ТПП РФ в едином общероссийском и мировом экономическом пространстве, основанная на эффективном использовании современных средств инфокоммуникаций. Ошибочно мнение о необходимости построения «Электронной ТПП» на основе «Электронного правительства». С ним надо взаимодействовать, но информатизация госфункций и бизнес-процессов - разные вещи. С какой скоростью ее внедрять? Не надо пытаться сделать сразу все и по максимуму. Мы все к этому еще не готовы. Это показали и упомянутые выше результаты внедрения электронной отчетности. Необходимо поэтапно приближаться к этому, начав, как уже было сказано выше, с расширения своего присутствия в информационном поле, постепенно автоматизируя все этапы деятельности по отдельным направлениям и функциям. Именно этапы деятельности, а не функции в целом. При этом надо понимать, что автоматизация деятельности подразумевает первым делом исследование процесса и разработку соответствующего алгоритма наикратчайшего его выполнения, в ходе которого будут формализованы и оптимизированы информационные потоки, что потребует соответствующих организационно-административных преобразований. В целом, как показывает практика, затраты на автоматизацию частично компенсируются за счет оптимизации систем управления процессами, и в перспективе это дает организациям экономический эффект. В целях ресурсного обеспечения реализации информационной политики необходимо активизировать поиск и проработку механизмов участия ТПП РФ и инфраструктуры в реализации государственных, международных проектов и программ, действующих в рассматриваемой и смежных сферах. Для этого необходимо запланировать и провести ряд российских и международных конференций, круглых столов, встреч по обмену опытом в сфере информационной поддержки бизнеса. В связи со всем вышеизложенным необходимо формирование самого понятия и механизмов реализации «информационной политики системы ТПП РФ». Необходимо создание Совета по информационной политике ТПП РФ для разработки и координации такой политики, создания и реализации соответствующих проектов и программ, как государственных и общественных, так и реализуемых на основе государственно-частного партнерства. В целом на среднесрочную до 2020 года перспективу необходимо определить Стратегию развития, обеспечивающую ТПП РФ роль ведущего системного элемента национальной экономической инфраструктуры. Базовый вектор развития ТПП на перспективу до 2015 года заключается в ускоренном (опережающем) формировании информационно-инфраструктурной составляющей ее деятельности. В течение ближайших трех лет ТПП должна и имеет все возможности сформировать принципиально новую инновационную информационную инфраструктуру, которая укрепит ее позиции в среде институциональных игроков и создаст условия для лидерства, а также выстроить эффективный социально и экономически инновационный информационный интерфейс для обеспечения беспрепятственного и точного движения критически важной для субъектов бизнеса информации и эффективного доступа к ресурсам развития. |