17.03.2015  Участники Недели российского бизнеса обсудили антиофшорное законодательство

   16 марта 2015 года в Москве в рамках Недели российского бизнеса прошла Ежегодная налоговая конференция РСПП. Данное мероприятие является эффективной возможностью сверить позиции бизнеса и государственных органов относительно нового законодательства, а также совместно определить возможные направления его дальнейшего усовершенствования.
   Основной темой обсуждения стало т.н. антиофшорное законодательство, определяющее механизм налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК) и доходов иностранных организаций.
   Открыл конференцию президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. Он обозначил основные актуальные темы налоговой повестки дня, среди которых необходимость замораживания налоговых условий, внесение изменений в закон о контролируемых иностранных компаниях, недопустимость введения новых налоговых сборов. Александр Шохин отметил, что за последнее время при участии РСПП было немало сделано в части ослабления налогового бремени для предпринимателей.
   Также глава РСПП сообщил о необходимости перенести срок представления уведомлений об участии в иностранных организациях. Такую информацию налогоплательщики должны представить в налоговые органы к 1 апреля, но форма уведомления до сих пор не утверждена.
   В свою очередь заместитель руководителя Федеральной налоговой службы Сергей Аракелов сообщил, что на сегодняшний момент эта форма разработана ФНС, но компании могут столкнуться с ситуацией, при которой форма уведомления будет принята в конце марта но в силу текущих требований законодательства компаниям придется предоставлять отчетность, даже если срок для ее подготовки окажется слишком коротким. "Не исключено, что срок будет смещен", - сообщил Аракелов.
   Отдельной темой для обсуждения стала нагрузка на бизнес и действия, которые могут способствовать ее снижению. Председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам Андрей Макаров отметил, что необходимо делать знаковые шаги в этом направлении в ближайшее время. Например, он предложил отказаться от контроля за трансфертным ценообразованием по внутренним операциям и взимания НДС с авансов. Относительно переноса сроков уведомления об участии в иностранных организациях Андрей Макаров также выразил мнение о необходимости синхронизации данного вопроса с готовящейся амнистией капитала. В заключение он отметил, что налоговые законы надо рассматривать не в кабинетах Минфина России, а в профильном Комитете Государственной Думы.
   Также он остановился на вопросе целесообразности передачи функции администрирования страховых взносов ФНС, которая тормозится, в том числе, из-за незаинтересованности органов власти показывать общую фискальную нагрузку, так как международные налоговые рейтинги страны ухудшаться.
   В работе конференции также приняли участие директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ Илья Трунин, партнер налоговой и юридической практики EY Алексей Рябов, партнер налоговой и юридической практики EY Марина Белякова, заместитель председателя комитета РСПП по налоговой политике Андрей Тихоновский, партнер налоговой и юридической практики EY Ирина Быховская, руководитель проектов налоговой практики юридической фирмы "VEGAS LEX" Юрий Иванов, Партнер налоговой и юридической практики, Руководитель Глобальной практики EY по налоговой политике Кристофер Сангер, Партнер налоговой и юридической практики Филиппос Раптополус. Модератором дискуссии выступила ОксанаДеревянко, руководитель департамента бизнес-программ телеканала "Russia Today".
   Партнер EY Алексей Рябов представил результаты опроса, проведенного компанией EY (Ernst and Young) среди представителей крупных и средних компаний. По мнению респондентов, основные недостатки антиофшорного законопроекта таковы: непонимание целей и долгосрочных тенденций развития данного законодательства, сложность формулировок и взаимосвязи норм, серьезная дополнительная административная нагрузка на бизнес. Для улучшения законопроекта необходимо разработать стимулы для осуществления иностранной деятельности из РФ, трактовать неясности в пользу налогоплательщика, исключить двойное налогообложение прибыли КИК, предусмотреть использование аудированной финансовой отчетности для расчета прибыли, обязательная увязка с амнистией капиталов и многое другое.
   Марина Белякова, партнер EY, отметила, что иностранные компании всегда рассматривались как буфер защиты от существующих рисков. Теперь они сами представляют новый фактор риска. При этом существуют налоговые барьеры для эффективного перевода активов в прямое владение российских физических лиц, в связи с чем необходим временный мораторий на применение правил материальной выгоды в отношении сделок с ценными бумагами, введение норм «безналоговых» ликвидаций (передача активов по «исторической стоимости» без возникновения налоговых издержек для получателя). «Надо признать, что конструктивная работа по переходу в новую реальность осложнена целым рядом барьеров. Они касаются законодательства и обстоятельств в отношении правоприменительной практики,» - отметила Марина Белякова.
   В ходе интерактивного голосования участников конференции по вопросу о том, что вызывает наибольшие опасения в связи с новым режимом налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний, наибольшее число голосов набрал вариант: «возможные претензии налоговых и правоохранительных органов за предыдущие периоды». Многих участников также волнует «возможность возбуждения уголовных дел в течение переходного периода».
   В целом, введение правил налогообложения нераспределенной прибыли контролируемых иностранных компаний является важным и необходимым этапом развития налоговой системы РФ, в том числе с учетом международных тенденций. В последние несколько лет многие страны мира борются за то, чтобы крупнейшие корпорации уплачивали, как они считают, «справедливую» долю совокупных налогов в их бюджеты. Вводятся комплексные меры противодействия структурам «двойного неналогообложения», создаются условия для большей прозрачности бизнеса и информационного обмена между государствами.
   В то же время, введение новых правил в России является фундаментальным изменением существующего налогового режима, способным оказать существенное влияние на разные категории социальных и экономических групп в РФ, а также на экономику РФ в целом. Для того, чтобы их введение имело положительный долгосрочный эффект и не стимулировало бизнес к уходу в тень и поиску еще более сложных структур налогового планирования, требуется установление тесного и конструктивного диалога между налоговыми органами и налогоплательщиками.
   Начиная с марта 2014 г. РСПП активно участвовал в обсуждении законопроекта, предлагая целый ряд мер, учитывающих специфику деятельности и построения российского бизнеса и направленных на повышение эффективности нового режима налогообложения.
   Некоторые из таких предложений были учтены при разработке Закона, однако вместе с тем действующая редакция содержит целый ряд как технических неточностей, так и концептуальных недостатков, снижающих эффективность нового режима налогообложения.
   Даже в случае доработки норм законодательства и устранения существующих недостатков, в целом в результате введения нового режима налогообложения увеличивается нагрузка – как налоговая, так и административная - на физических и юридических лиц, являющихся контролирующими лицами для КИК. Чтобы эта нагрузка не воспринималась избыточной, необходимо максимальное количество разъяснений со стороны налоговых органов, а также введение возможности согласования позиций по наиболее сложным вопросам нового законодательства (налоговые рулинги).
   Учитывая сложность такого нового режима налогообложения, особенно важным является переходный период становления правоприменительной практики. В этой связи следует особо подчеркнуть необходимость полноценного и безусловного освобождения налогоплательщиков как от налоговой, так и уголовной ответственности в течение такого переходного периода. В противном случае неизбежно возникающие в подобных случаях ситуации правовой неопределённости могут быть использованы в качестве инструмента давления на добросовестных налогоплательщиков.
   Подводя итоги заседания, президент РСПП Александр Шохин заявил, что предложения, выработанные на Налоговой конференции, будут инкорпорированы в решения Съезда РСПП, который состоится в рамках НРБ 19 марта.