20.05.2015 МТПП: для франшизы важна репутационная составляющая бизнес-идеи 18 мая в МТПП состоялся круглый стол «Франшиза как эффективный инструмент поддержки и развития бизнеса», организованный Международной Школой бизнеса МТПП при поддержке Гильдии экспертов франчайзинга. Участие в круглом столе приняли эксперты в области франчайзинга, а также предприниматели, планирующие приобрести франшизу для развития бизнеса. Как сообщает пресс-служба МТПП, целью круглого стола стало обсуждение актуальных проблем развития франчайзинга в России и поиск решений для сегмента малого и среднего предпринимательства, а также определение новых механизмов и трендов франчайзингового рынка. Мероприятие открыл директор Департамента по работе с членами МТПП и поддержке предпринимательства Иван Киреев, который отметил, что франчайзинг в России сейчас активно развивается и МТПП нацелена на всемерную поддержку бизнес-сообщества, в том числе в этом вопросе. Директор Международной Школы Бизнеса МТПП Елена Тимофеева подтвердила, что тема франчайзинга вызывает большой интерес у слушателей школы. Эту тему поддерживает и Правительство г. Москвы, организуя обучающие программы. Эксперт по инвестиционному франчайзингу, управляющий партнер франчайзингово-консалтинговой компании BRANDBERRY Екатерина Скареднова-Вайс открыла экспертную дискуссию, рассказав о создании Гильдии экспертов франчайзинга. К дискуссии присоединилась Надежда Смирнова, предложив организовать при Гильдии экспертный совет, объединяющий партнеров и коллег – для оценки франшиз с точки зрения рентабельности и надежности. Она отметила, что важно создание учебных пособий по управлению франшизой, проведение тренингов для предпринимателей, желающих вступить во франчайзинговый бизнес, и самих франчайзеров. Владелец консалтингового агентства «ПроРесторан» Наталья Хайрулина подчеркнула, что к решению о создании франшизы бизнес приходит тогда, когда система упрочилась, бизнес-процессы понятны. Тогда можно либо расширять сеть – создавать новые торговые точки, что, однако, требует серьезных вложений собственных средств, либо искать дилеров в регионах, либо разрабатывать франшизу. Франчайзинг является моделью по поиску партнеров, поэтому его принято рассматривать в формате Business2Partners - здесь очень важна готовность работать как партнер, делиться ноу-хау, объяснять бизнес-процессы, обучать. «Для франчайзинга нет формул – это история человеческих отношений», - отметила эксперт. Наталья Хайрулина привела данные статистики - в 2010-2011 годах наблюдался настоящий бум франчайзинга, который позже пошел на спад, сегодня наметилась новая волна интереса к франчайзинговым проектам, так как выживать с партнерами намного легче. Сегодня в России примерно 60 тысяч компаний, которые работают по схеме франчайзинга. К 2020 году ожидается рост этого показателя в 3 раза. Что касается Европы, то при общей доле малого бизнеса 60% - 60% малых предприятий используют именно систему франчайзинга. Учредитель и владелец сети Пафф Поинт и рестобара The Box Лейла Конторович рассказала о том, что в период кризиса многие компании нацелены на повышение эффективности, оптимизацию издержек, в том числе на персонал. О расширении сегодня вести речь достаточно сложно, так как владелец может не удержать сеть наплаву. Эксперт отметила, что сейчас на рынке наблюдается массовая продажа малых проектов (кофейни, кондитерские). Практика показывает, что при планировании - когда речь идет о прибыли, ее лучше уменьшать вдвое, а издержки повышать минимум на 30%. Лейла Конторович отметила, что затратность создания нового бизнеса по франчайзингу достаточно высока, чему также способствуют серьезные административные барьеры для иностранных брендов. Исполнительный директор компании Ideas4retail group Александра Вантье рассказала об использовании мастер-франшизы. Бренд Imaginarium (развивающие игры и игрушки) российский рынок понял и принял. Игрушки создавались с участием детских психологов – например, в ассортименте отсутствуют игрушки, связанные с войной. Сейчас этот рынок активно растет. Александра Вантье отметила, что важно соблюсти тренды бренда, отразить его наполнение. Например, бренд Imaginarium передает детям такие ценности как доброта, уважение к разным национальностям. Совладелец компании СитиКидс Ирина Пенкина в продолжение темы представила опыт развития семейных центров для детей и родителей. Она подтвердила, что детский сегмент активно растет – по некоторым оценкам экспертов, динамика составляет 30% в год. Она рассказал об уникальной британской образовательной программе, которую практически невозможно дублировать. Программа направлена на общее развитие детей, а не только на развитие интеллекта. Реализуются кросс-маркетинговые проекты продвижения. Она отметила, что около 30% выручки в данном сегменте тратится на аренду помещения, 40-50% - на квалифицированный персонал, на развитие бизнеса практически ничего не остается. Поэтому учитывая социальную направленность бизнеса, предприниматели хотели бы рассчитывать на поддержку государства, возможно, в форме субсидий. Генеральный директор «Российской Ассоциации Домов Моды» Наталья Виноградова представила чеклист франшизоспособности, который может помочь компаниям проверить франчайзера на надежность. Во-первых, она предложила обращать внимание на срок основания компании - не ранее, чем 5 лет назад. Также франчайзеру необходимо прописать историю компании и историю собственного бренда. Особую дискуссию вызвал постулат о наличии у франчайзера не менее трех собственных точек, чтобы понимать масштаб работы сети. Важен и опыт запуска франшизы - не менее 1,5 лет и, бесспорно, хорошая репутация компании (она нарабатывается не менее 5 лет). В свою очередь франчайзеру необходимо представлять портрет (аватар) франчайзи, тщательно подходить к выбору партнера, иначе можно потерять бизнес. Наталья Виноградова обратила внимание на вопрос интеллектуальной собственности - товарный знак должен быть зарегистрирован. Эксперт рекомендовала участникам круглого стола заключать договор коммерческой концессии. Генеральный директор консалтинговой компании «Медикал-груп» Юрий Авдеев поддержал эту рекомендацию, так как в Гражданском кодексе зафиксирована только форма договора коммерческой концессии. Вице-президент по развитию бизнеса CENTURY 21 Россия Антон Селезнев сообщил, что компания работает по договору сублицензии, который регистрируется в Роспатенте. Владелец digital-агентства «Асгард» Ярослав Мирошников еще раз подчеркнул, что важна репутационная составляющая, так как франшиза призвана нести идею. Если есть репутация, то франшиза будет интересна для приобретения даже в том случае, если нет определенного количества собственных точек. Руководитель Центра развития франчайзинга при ГБУ Малый бизнес Москвы Петр Куршин отметил, что в условиях кризиса высвобождается профессионалы – они как раз и могут стать владельцам нового бизнеса в рамках франчайзинга. Франчайзинг создает ясный алгоритм выхода на рынок, которым могут воспользоваться начинающие предприниматели. Сейчас центр развития франчайзинга планирует сосредоточиться на нефинансовых методах поддержки – реализации бесплатных программ для бизнеса (юридическое консультирование, обучение). Петр Куршин подчеркнул, что поддержка будет оказываться предпринимателю, который создает бизнес, а не франшизе. Екатерина Скареднова-Вайс заметила, что важно создание стандартов в области франчайзинга, которые смогут быть ориентиром для обеих сторон - франчайзера и получателя франшизы. Учредитель группы компаний «Суперо» (бренд «Сбарро» и др.) Дмитрий Брызгалов отметил, что франчайзи должен получить полный гайд для эффективной работы. В бизнесбуке должны содержаться четкие инструкции – как вести и развивать бизнес. Дмитрий также отметил, что еще до покупки франшизы необходимы инвестиции в маркетинг, очень важно четкое понимание целевой аудитории. В рамках Круглого стола выступил основатель компании MeetPartners Гил Петерсил. Он обратил внимание на то, что для франчайзинга важно создание стратегических партнерств, развитие отношений с партнерами. Например, сеть магазинов «Vitomin» вступила в партнерство с центрами йоги. Эксперт отметил, что очень многое зависит от команды. Cоздание четкого портрета целевых групп также является ключевой задачей. Гил Петерсил обратил особое внимание на необходимость организации тренингов для партнеров. Передача знаний, консультирование сегодня даже важнее финансовых ресурсов, которые в принципе доступны. Для партнера важно научиться структурировать бизнес и активно заниматься нетворкингом. Рынок нуждается в профессионалах, но Гил Петерсил уверен, что спустя какое-то время каждый желающий может им стать, самое главное пробовать. Также эксперты обсудили возможности развития франчайзинга через интернет-продвижение, участие в маркетинговых акциях и кросс-продвижении и другие аспекты деятельности. |