27.05.2015  «Деловая Россия»: необходимо создать агентство трансфера технологий

   Состоялось пленарное заседание 10-го бизнес-форума Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», на котором прозвучали предложения по развитию и поддержке предпринимателей.
   Как рассказал президент общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Алексей Репик, на пяти дискуссионных площадках участники обсудили пять приоритетных для российского бизнеса тем, сообщает Кremlin.ru.
   «Общественное признание профессии, роль предпринимательской инициативы обсуждали на секции «Территория общества и бизнеса», Николай Левицкий модерировал секцию. На «Территории профессионалов» мы говорили о создании наших команд и о подготовке кадров для частного российского несырьевого бизнеса, [модератор] – Сергей Недорослев. Как строить диалог с государством, как слушать и слышать друг друга, понимать друг друга, мы пытались решить на секции «Территория власти и бизнеса». Секцию вёл Андрей Назаров. И, конечно, мы говорили о потребительском рынке – российском и мировом. Этому были посвящены две оставшиеся парные секции: «Территория возможностей» и «Территория амбиций», - сообщил Репик.
   По его словам, компании «Деловой России» могут и должны использовать момент для развития внешнеэкономической деятельности, причём в самом широком её понимании. Несырьевой бизнес может стать реальным российским агентом экономического влияния в мире, и не использовать эту возможность для экспансии было бы в корне неверно.
   «Какие следующие шаги для расширения нашего присутствия за рубежом мы должны и можем сделать? Для начала здесь необходимы стратегические партнёрства с иностранными компаниями, которые смогут полноценно и честно представлять наши интересы на крупных и быстрорастущих рынках. Потом дело за собственной инфраструктурой: мы должны создавать инфраструктуру за рубежом – представительства, филиалы, дочерние компании, в конце концов, которые могут продвигать, продавать, обеспечивать гарантийное обслуживание нашей продукции, техническое обслуживание.
   А если мы хотим срезать путь к местному рынку, к местному потребителю, то решение – покупка компаний, уже обладающих долей рынков. Нелишним, кстати, будет вернуться к идее приобретения российскими компаниями зарубежных игроков, обладающих необходимыми нам критическими компетенциями. Поэтому просим закрепить за институтами развития, в частности за ВЭБ, РФПИ, возможно, именно ту самую возможность финансирования таких сделок.
   Ещё одна важная тема, которую мы обсуждали на нашей «Территории амбиций», – это подходы к адаптации российских продуктов, нацеленных на зарубежные рынки. Какой товар нужен вообще потребителю за рубежом, в чём особенность его запроса? Мы должны уметь гибко подходить к формированию нашего предложения. И если зарубежному рынку необходимы какие‑то непривычные для нас характеристики, мы должны уметь их обеспечивать. Я говорю и о собственно адаптации продукта, и об изменении технической документации, возможно, о проведении необходимых дополнительных исследований, испытаний, в конце концов, инструкции надо перевести. Для этого необходимы доступные финансовые ресурсы, нехватка которых бьёт российский бизнес на взлёте.
   Поэтому здесь мы просим поручить Правительству подумать над возможными мерами предэкспортной поддержки. Вы сегодня говорили про «инвестиционный лифт», это поможет средним компаниям-экспортёрам, но здесь нужно думать о широком, доступном кредитовании не под заоблачные проценты, а также про использование существующих форм бюджетного финансирования, например, государственных федеральных целевых программ для подготовки нашей продукции к выходу на внешние рынки.
   Наконец, третий вопрос, который мы обсуждали, - это вопрос конкурентоспособности продукта и тесно связанного с ним трансфера зарубежных технологий. Суть в том, что, запуская такой трансфер, мы должны запустить его так, чтобы технологии и компетенции, переносимые в процессе локализации, остались у нас вне зависимости от настроения иностранного инвестора. То есть необходимо «на берегу» фиксировать договорённости через покупку прав интеллектуальной собственности, лицензии на использование технологий, что немаловажно, создание СП – совместных предприятий с якорными российскими партнёрами.
   Трансферу технологий нужна комплексная система поддержки и тиражирования накопленного у нас опыта. Я считаю, что сначала необходимо для каждого рынка сформулировать стратегическую задачу, выстроить продуктовую линейку, то есть нужна поэтапная, тщательно разработанная для каждого рынка стратегия. Потом проводим рекогносцировку, то есть на этом этапе важна разведка, сбор информации о самых новых патентах, самых последних научных публикациях, результатах испытаний перспективной техники и оборудования. А потом по следам разведчиков запускаем охотников за технологиями и переговорщиков, то есть нам нужно установление контактов и оформление конкретных соглашений между российскими и зарубежными партнёрами. И на этом этапе нелишней будет поддержка со стороны наших торговых представительств.
   На базе «Деловой России» уже есть понимание, как задачи переноса технологий выполнить. Не хватает только включения в эту работу институтов развития, поддержки федеральных органов исполнительной власти. Первые результаты мы сможем предъявить уже через два-три года. Поэтому просим дать поручение Правительству вместе с нами, с «Деловой Россией», проработать возможность создания такой структуры – агентства трансфера технологий – именно на принципах государственно-частного партнёрства с обязательным привлечением институтов развития", - заключил А.Репик.