11.03.2016 «Деловая Россия» провела семинар для экспортно-ориентированных компаний 9 марта «Деловая Россия» провела семинар для российских экспортно-ориентированных компаний. Участники обсудили вопросы доступа к ключевым инструментам поддержки российского экспорта, финансированию, отраслевым и региональным программам стимулирования выхода компаний на зарубежные рынки, а также практические шаги по развитию экспортной деятельности, сообщает Deloros.ru. Модератором мероприятия выступил президент «Деловой России» Алексей Репик. В нем также приняли участие первый замминистра экономического развития РФ Алексей Лихачёв, замминистра промышленности и торговли РФ Георгий Каламанов, гендиректор Российского экспортного центра (РЭЦ) Пётр Фрадков, гендиректор Агентства стратегических инициатив (АСИ) Андрей Никитин и другие представители профильных министерств и ведомств, государственных институтов поддержки экспорта, а также руководители российских высокотехнологичных компаний, работающих на зарубежных рынках. В своем вступительном слове Алексей Репик отметил, что экспорт не единственное измерение внешнеэкономической деятельности российских компаний. «Поэтому от прямого экспорта можно перейти к разговору о построении инфраструктуры российских компаний за рубежом, возможности завоевания новых рынков, возможной активности в сфере слияний и поглощений для выхода на новые рынки. Как все это делать в новых экономических условиях, когда мало денег и все не очень просто геополитически», - перечислил президент «Деловой России». Алексей Лихачев обрисовал текущее положение дел в экспортной сфере и отношения государства с компаниями-экспортерам. «В физическом выражении (по таможенной статистике) российский экспорт вырос на 4,8%, а несырьевой – практически на 5%. По статистике платежного баланса, экспорт в физическом выражении прибавил 6,1%. В принципе, как бы ни было сложно, каковы бы ни были погрешности, связанные с теми или иными валютными оценками, «физика» несырьевого экспорта растет более-менее ощутимыми процентами. Но это единственная хорошая новость с точки зрения таможенной статистики – все остальное, конечно, оставляет желать лучшего», - отметил первый замглавы МЭР. По его словам, многие рынки перестали быть комфортными, есть проблемы с ресурсным обеспечением экспорта. Кроме того, необходимо субсидирование процентных ставок по кредитам экспортерам, дополнительные ресурсы на регистрацию товарных знаков и защиту интеллектуальной собственности на внешних рынках, логистическая поддержка отечественных компаний, добавил Алексей Лихачев. «Нам, конечно, никто не отказывает, но и денег в бюджете пока на это нет», - пояснил он. Стержнем всех усилий государства по поддержке внешнеэкономической деятельности отечественных компаний первый замминистра назвал РЭЦ. Также идет реформа системы торговых представительств. Активно ведется проектная деятельность – проекты исчисляются сотнями, а общий объем поддержки экспорта и привлечения инвестиций составил 28 млрд. долл., подчеркнул Алексей Лихачев. «Российский экспортный центр – наш ответ, наша попытка консолидировать те усилия, которые предпринимались в области поддержки экспорта. Наша дискуссия носит характер будущего, нам много чего надо сделать, задачи решить, но надо взять во внимание, что РЭЦ уже активно работает. За период 2015 года в РЭЦ поступило более 730 запросов от компаний экспортеров, проведено более 400 консультаций и 200 экспертпроектов были формализованы в так называемом формате проектной поддержки, т.е мы под каждую компанию формировали свой план действий, который конкретно для компании реализовывался, имея ввиду задачи этой компании», - рассказал о своем ведомстве глава РЭЦ Петр Фрадков. В качестве примера продуктивной работы он привел системный образовательный проект экспортного центра. «Мы много времени, сил и денег тратим и вкладываем в развитие этого проекта. У нас подписаны первые пилотные соглашения с 15 администрациями, которые оказывают нам поддержку с организацией этих семинаров. Это первое в истории обучение. Это не про академические знания в духе «В чем смысл ГТО» или «Глобальные тенденции на рынке зерновых». Это намного более предметная работа, которую мы хотим пока проводить бесплатно в форме практических семинаров совместно с партнерами и муниципалитетами. То есть, как работает таможня в части экспорта, как работает налоговая служба и т.д.», - пояснил Петр Фрадков. В ходе мероприятия Алексей Репик также отметил, что за последние несколько лет масштабные усилия были сосредоточены на госполитике в сфере экспорта и на развитии частных компаний-экспортеров. «Мы долго просили поддерживать российских экспортеров в части адаптации их продукции для внешних рынков, ее сертификации, создания определенного режима через перенастройку федеральных отраслевых программ в части смещения фокуса на экспортеров», - перечислил он. «Кроме того, нам помогла сложившаяся макроэкономическая ситуация и нам надо пользоваться открывшимся окном возможностей. Кому-то правда эта макроэкономика не помогла и даже помешала – тем, кто не успел своевременно открыть для себя экспортные рынки через перенастройку и модернизацию своих предприятий», - рассказал президент «Деловой России». Замминистра промышленности и торговли Георгий Каламанов отметил, что в последнее время идет выстраивание системы поддержки экспорта - она начинается в регионах, субъектах Российской Федерации, затем переходит в центр, а дальше идет работа за рубежом. «В этом году обязательно надо выстроить эту систему до конца. Фактически созданы все механизмы и необходимо до конца провести тонкую настройку. У нас сейчас действительно очень хороший момент, когда мы можем сделать хороший шаг вперед, и благодаря своим партнерам и коллегам мы доведем эту работу до конца», - пообещал он. Спикер подчеркнул, что активно нужно работать не только над поддержкой проектов крупных компаний, но и работать по малому и среднему бизнесу. «Залог успеха – это чтобы основной сегмент малого и среднего бизнеса имел возможность выйти на зарубежные рынки. За последнее время прошло несколько крупных бизнес-миссий – Иран, Египет, Япония и другие. Они позволяют нашим компаниям выйти на рынки этих стран. К примеру, бизнес-миссия в Японию прошла при поддержке «Деловой России», - перечисли Георгий Каламанов. «По промышленной политике практически во все нормативные акты мы постарались прописать, чтобы продукция, которая в ближайшее время будет произведена, по крайней мере, которая поддерживается государством, была экспортно-ориентирована», - отметил замглавы Минпромторга. Гендиректор АСИ Андрей Никитин посетовал, что зачастую рост эффективности бизнеса российских экспортеров сводит на нет таможенно-логистическая сфера: «Сегодня мы видим, что значительные ограничения для экспортеров лежат в таможенной плоскости. Банально, услуги наших портов, нашей логистики – дороже. Можно произвести недорогую качественную продукцию, но дальше уважаемые коллеги – таможенные брокеры, стивидоры добавят к вашей цене столько, что ваша продукция будет уже не так интересна на международных рынках. Они «с удовольствием» поправят вашу экономику так, чтобы вы снова стали неконкурентоспособны на международных площадках». Он привел в пример совершенно простые портовые операции по перевалке контейнеров, оцениваемые операторами в 150-200 долл. за контейнер. |