24.04.2016 ОНФ: на фоне сокращения МСБ требуется корректировка программ поддержки Снижение числа субъектов малого и среднего предпринимательства и ухудшение их финансового состояния наблюдается в регионах как Поволжья, так и Урала, и лишь субъекты Северо-Западного федерального округа сохраняют в этой сфере относительную стабильность, констатировали участники площадки «Честная и эффективная экономика» на форуме ОНФ «Форум действий. Регионы», проходившем в Йошкар-Оле (Республика Марий Эл). Для спасения ситуации общественники заявили о необходимости выявления недостатков существующей в стране господдержки малого и среднего бизнеса и принятии оперативных мер для повышения ее эффективности, сообщается на сайте ОНФ. Кризис в бизнес-среде усугубляется еще и тем, что большая часть поручений президента РФ, лидера Общероссийского народного фронта, которые были даны по итогам Госсовета по малому бизнесу в апреле 2015 г., так и не выполнена. Об этом сообщил сопредседатель регионального штаба ОНФ в Челябинской области, президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» Александр Калинин. «С момента Госсовета прошел почти год, но, к сожалению, так и не принята стратегия развития малого и среднего предпринимательства до 2030 г., не введены упрощенные условия ведения бизнеса для самозанятых граждан, не разработаны и не утверждены правила подключения компаний к коммунальным сетям. Бизнес недоволен ходом введения моратория на рост неналоговых платежей, а также затягиванием повышения порога доходов для применения специальных налоговых режимов», – подчеркнул Калинин. Участники площадки отмечали, что если еще несколько лет назад российская экономика демонстрировала медленный, но стабильный рост, а предприниматели чувствовали себя вполне уверенно, то в 2014 г. многое изменилось. И если только в Северо-Западном федеральном округе (СЗФО) количество малых предприятий по сравнению с 2012 г. не изменилось, падение численности работников малых предприятий также оказалось самым незначительным, то в регионах Уральского (УФО) и Приволжского (ПФО) федеральных округов снижение числа компаний в этой категории составило 12 и 4,5%. На первый взгляд, в 2015 г. ситуация стабилизировалась: и в УФО, и в ПФО количество субъектов малого и среднего предпринимательства незначительно подросло. Однако по остальным параметрам вновь было зафиксировано падение. В ПФО, например, численность предпринимателей упала на 4%, оборот малых и средних предприятий – на 4,6%, инвестиции в основной капитал – на 2%. На фоне общего падения деловой активности в стране произошло заметное снижение обеспеченности представителей малого и среднего бизнеса кредитными ресурсами. Как российские финансовые институты, так и зарубежные в условиях санкций не готовы предоставлять предпринимателям на приемлемых условиях заемные средства. Исключением здесь не стали и регионы Приволжья. При этом ПФО по сравнению с остальными округами России находится среди лидеров по уровню развития малого и среднего бизнеса (МСБ). В нем, по данным Росстата, сосредоточено 371 тыс. 745 предприятий МСБ – это почти 20% от общего количества в стране. Больше их только в Центральном ФО. Значительное снижение объемов кредитования малых и средних предприятий в ПФО и УФО подтверждает и статистика Центрального банка РФ. С 1 января 2015 г. по 1 января 2016 г. объем выданных представителям МСБ кредитов в регионах ПФО сократился с 1 146 070 млн до 852 470 млн руб., т.е. на 25,6%. Наибольшее падение зафиксировано в Марий Эл (37,8%), Самарской области (34,1%) и Пермском крае (33,3%). В УФО за тот же период сумма выданных кредитов сократилась с 566 826 млн до 318 107 млн руб., уже на 44%. В Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком АО этот показатель был самым высоким и составил 57,6 и 58,8% соответственно. «Серьезные успехи в развитии малого и среднего бизнеса невозможны без двух важных аспектов, – заявил депутат Госдумы, руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктор Климов. – Во-первых, неоправданная административная нагрузка на бизнес – это прямое проявление некомпетентности, неэффективности и коррупции. Причем это не только вопрос сокращения количества проверок. Нужна ревизия требований к товарам, работам, услугам. Необходимо сократить избыточные и заведомо неработающие, а также изменить концепции контроля и надзора. Ведь главная цель всего этого – реальная безопасность, а не результативность проверок. И, наконец, наказание за нарушения должно быть соразмерным и начинаться с предупреждения. При этом, конечно, за рецидив или реальную угрозу жизни спрашивать нужно строго». И второй фактор, по мнению Виктора Климова, из-за чего бизнес сворачивает активность, – это отсутствие доступного кредитного ресурса и, как следствие, оборотных средств. Диалог правительства и ЦБ о приоритетах денежно-кредитной политики явно затянулся. «Бизнесу же нужен ответ на очень конкретный вопрос: когда будут доступные кредиты под 9–10% годовых? Доступные не избранным в рамках специального субсидирования, а всем предпринимателям», – резюмировал Виктор Климов. |