26.04.2016 ОНФ: образовательные учреждения должны готовить кадры, востребованные рынком Сложившаяся система подготовки высококвалифицированных кадров не соответствует потребностям реального сектора экономики, заявили участники площадки «Честная и эффективная экономика» форума ОНФ «Форум действий. Регионы», который проходит в Йошкар-Оле (Республика Марий Эл). Для повышения эффективности коммуникации между работодателями и образовательными учреждениями, которые готовят для них кадры, эксперты предложили развивать систему дуального образования. Она предусматривает существенное наращивание объема практической части обучения и перенос ее с площадок образовательных организаций на площадки реальных предприятий. Директор Центра мониторинга и развития промышленности ОНФ Илья Семин рассказал, что участниками программы дуального образования стали 13 пилотных регионов РФ, в том числе субъекты Приволжского федерального округа. Одним из вариантов развития дуальной модели является создание на базе бизнес-объединения и объединения работодателей («Деловая Россия», РСПП, ТПП, «ОПОРА России») специальной площадки, в рамках которой региональные органы исполнительной власти и крупные предприятия координируют свои действия, определяют количество необходимых специалистов. Далее консолидированный заказ бизнеса размещается в учебных заведениях, а его исполнение реализуется совместными усилиями предприятий и системы средне-профессионального образования. По словам участников форума, такая успешная практика была разработана и предложена Пермским краем, в котором был создан проект «Рабочие кадры «под ключ». «Новую региональную модель подготовки кадров мы начали создавать в 2012 г. На стартовом этапе Пермская торгово-промышленная палата изучила потребности бизнеса в кадрах, а затем сопоставила эти данные с информацией о том, кого и в каком объеме выпускает региональная система профессионального образования. Разрыв получился колоссальный», – рассказала директор департамента профессионального развития Пермской ТПП Юлия Зинченко. На момент старта проекта (данные 2012 г.) государство инвестировало в подготовку кадров для региона порядка 4,5 млрд руб. в год, но из 15 тыс. выпускников трудоустраивались лишь 30%. Из них по специальности – лишь половина. Таким образом, подготовка одного эффективного выпускника стоила государству около 1-2 млн руб. в год. «Предприятия края и учебные заведения жили параллельной жизнью, и ситуацию нужно было менять. Сегодня мы принимаем заказ бизнеса на кадры, а наш партнер – министерство образования – распределяет бюджетные места в ссузах с учетом потребности предприятий. Приоритет отдается востребованным профессиям и специальностям. Для повышения качества образования в Прикамье внедряется практико-ориентированное (дуальное) обучение. В итоге молодежь выходит из стен учебного заведения уже подготовленной к работе на современном оборудовании и обладающей опытом работы на предприятии. Дополнительный положительный эффект создается за счет того, что молодые люди идут на рабочие места, которые им хорошо знакомы, что существенно снижает затраты бизнеса на адаптацию новых сотрудников. Кроме того, ТПП берет на себя функцию независимой оценки качества самих образовательных программ», – подчеркнула Юлия Зинченко. По мнению участников форума, подобная модель является перспективной, т.к. позволяет создать условия для экономического роста в территориях за счет устранения дисбаланса на рынке труда и существенного снижения дефицита квалифицированных кадров. Эксперты предложили также внести соответствующие поправки в Налоговый кодекс РФ и предоставить налоговые преференции предприятиям, которые помогают создавать материально-техническую базу образовательных организаций. «Мы видим явное несоответствие между спросом и предложением на рынке труда. Несмотря на то, что в кризис многие компании не собираются сокращать сотрудников, тем не менее во многих организациях ощущается нехватка кадров, имеется запрос на более квалифицированные кадры, – считает директор Центра мониторинга и развития промышленности ОНФ Илья Семин. – Предприятия заинтересованы в привлечении кадров, которые освоили одни направления подготовки, а выпускники зачастую получают совершенно другие навыки и компетенции, и им тяжело устроиться на работу. Об этом достаточно убедительно свидетельствует статистика рынка труда по регионам Приволжского федерального округа. Например, по данным 2014 г., около 50% выпускников Мордовии, освоивших программу профессионального образования, не смогли найти работу в первый год после выпуска. Похожие показатели были зафиксированы в Республике Марий Эл (45%) и Удмуртской Республике (41%). Парадокс в том, что сами работодатели в это время жалуются на дефицит квалифицированных рабочих: более 50% из 700 опрошенных нами компаний говорят о дефиците рабочих высокой квалификации, более 30% – о нехватке специалистов среднего звена». |