26.04.2016  ОНФ: надо ввести квоту на присутствие продукции фермеров в торговых сетях

   Одной из самых острых проблем для мелких сельхозпроизводителей – фермерских и крестьянских хозяйств – остается высокий уровень закрытости крупных торговых сетей для их товаров. Решением здесь могло бы стать введение обязательного квотирования на присутствие местной продукции на прилавках ритейлеров. С таким предложением выступили участники площадки «Честная и эффективная экономика» на мероприятии ОНФ «Форум действий. Регионы», которое проходит в Йошкар-Оле (Республика Марий Эл).
   «С одной стороны, ритейлеры ссылаются на то, что продукция фермеров не отвечает требованиям торговых сетей: она должна быть помыта, просушена и расфасована. Таким образом, российские производители должны учитывать интересы покупателей и поставлять соответствующий их ожиданиям товар на рынок. Однако денег приобрести оборудование для такой обработки у отдельно взятых российских сельхозпроизводителей просто нет. Закрыть этот вопрос может объединение усилий мелких хозяйств в рамках сельхозкооперации. В нынешней сложной экономической ситуации в стране нам нужно более эффективно использовать имеющиеся у нас ресурсы, ориентируясь прежде всего на импортозамещение и, как следствие, рост экономики», – заявила руководитель Центра ОНФ по мониторингу технологической модернизации Анна Заборенко.
   В то же время торговые сети в погоне за лояльностью покупателей заинтересованы в первую очередь в реализации продукции под собственным брендом. Конечно, отметила Заборенко, запуск собственных производств позволяет удешевить продукцию на 15–20%. Однако подобная ситуация приводит к тому, что местные производители становятся неспособными конкурировать по ценам с крупными федеральными сетями и вынуждены покинуть рынок.
   При этом участники площадки обратили внимание на то, что в 2015 г. продуктовые сети расширялись, несмотря на кризис: крупнейшая российская розничная сеть «Магнит» планировала открыть в 2015 г. более 2 тыс. торговых точек, «Дикси» – более 500 магазинов. По словам экспертов, рост продуктового сегмента обусловлен тем, что часть представителей малого и среднего бизнеса не смогли справиться со снижением покупательской способности населения и сократили свое присутствие на рынке. Фактически федеральные сети увеличили свою экспансию (за счет доступа к более дешевым финансовым средствам) и активно захватывают освобождающиеся от разорившихся региональных ритейлеров площадки, поглощают мелкие региональные сети.
   В ходе дискуссии было предложено несколько вариантов решений, направленных на поддержку мелких сельхозпроизводителей.
   «Во-первых, региональные Минсельхозы и торговые ассоциации должны стимулировать появление перерабатывающих кооперативов. К примеру, в Башкирии объединились пчеловоды: создав по сути небольшой кооператив, они организовали переработку, сделали фасовку и предложили свой товар рынку – и рынок стал это покупать. Во-вторых, власти должны принять решение об обязательной квоте на присутствие местной продукции в торговых сетях», – отметил руководитель региональной рабочей группы ОНФ «Честная и эффективная экономика», член правления Торгово-промышленной палаты Нижегородской области Игорь Гордеев.
   Участники площадки напомнили, что в Госдуме без движения находится законопроект, обязывающий торговые сети выделять полки для товаров местных сельхозпроизводителей. При этом регионам не следует ждать отмашки со стороны федерального центра – необходимо уже сейчас стимулировать продвижение локальных товаров доступными способами, считают эксперты.
   «В отсутствии законодательной базы, практически в ручном режиме в некоторых регионах, например в Тверской области, удалось инициировать передачу областным филиалам торговых сетей прав на самостоятельное принятие решения о попадании на прилавок того или иного продукта. Таким образом, была упрощена процедура согласования и сокращено время, необходимое на вывод товара на прилавок», – привела пример успешного взаимодействия в этой сфере Анна Заборенко.