20.06.2016 ПМЭФ: Арктика приглашает регионы В рамках конференции по экономическому развитию Арктики состоялась панельная сессия «Арктика приглашает регионы». Условия Арктики требуют особых технологий, товаров, услуг, а также особой системы взаимодействия участников происходящих в регионе процессов. Здесь важную роль должно играть межрегиональное сотрудничество, и не только между арктическими регионами. Экономический и научный потенциал российских регионов должен быть в полной мере задействован для решения задач, стоящих перед Арктикой, сообщает пресс-служба форума. На сессии были озвучены следующие ключевые вопросы: · межрегиональное сотрудничество для развития Арктики; · инвестиционные перспективы неарктических регионов для развития Арктики; · научно-исследовательский и промышленный потенциал неарктических регионов в области освоения Арктики; · арктические проекты в стратегиях развития бизнеса. Участники сессии отметили, что Россия является ведущей державой арктического региона и перед ней исторически стоит стратегическая задача по комплексному освоению Арктики. Ключевым фактором по успешному освоению Арктики является Северный морской путь (СМП) и сопутствующая портовая и авиаинфраструктура от Архангельска до Чукотки. На сегодня СМП не имеет единого системного управления, что в перспективе затруднит его встраивание в международные транспортные коридоры (Север — Юг, Шелковый путь, Транссиб, Средняя Азия — Черное море). Сегодня СМП неэффективен, но надо думать о будущем и смотреть за горизонт через призму геополитики. В последние годы арктическая инфраструктура не обновлялась и на сегодня значительно изношена. Это негативно влияет на жизнедеятельность в высоких широтах и, как следствие, продолжается отток населения из моногородов и поселков. Надо создавать современную систему обеспечения жизнедеятельности с учетом опыта Норвегии, Дании и Аляски. Снижается и поддержка коренных малочисленных народов (КМНС). С учетом стратегических интересов приарктических государств ими выдвигается тезис: «Нет населения — нет территории» и готовятся «экологические войска». Негативным фактором является и то, что в России отсутствует координация всей необходимой громадной работы по социально-экономическому развитию российской арктической зоны. Нет такого общего инструмента и у приарктических стран. Отсутствие единой долгосрочной политики государства в Арктике не позволяет планомерно и концентрированно решать проблему по обновлению всей инфраструктуры арктической зоны — арктическая авиация, морские арктические порты, энергетика (плавучие АЭС), современный жилой фонд (модульные конструкции). Отдельный вопрос — проблемы КМНС. Надо видеть перспективы на 30—50 лет, чтобы понять, как развивать их традиционную экономику и образование. Таких управленческих системных рекомендаций нет. Актуальность создания федерального органа исполнительной власти, отвечающего за развитие всего арктического региона, не вызывает сомнения. Это позволит значительно повысить координацию работ и их эффективность. В правительстве Российской Федерации должен быть профильный вице-премьер. Действующие сегодня отдельные законы, стратегии, концепции и нормативные документы по Арктике не отвечают современным вызовам и стратегическим задачам России в этом регионе. Нужен специальный закон об арктической зоне, а лучше — «Полярный кодекс» для соблюдения баланса интересов всех работающих в Арктике. Радует, что в эти дни на Балтийском заводе Санкт-Петербурга спущен на воду самый мощный ледокол в мире, который может работать во льдах толщиной 2,8 метра, а в перспективе должно быть построено еще 35 ледоколов различного ледового класса. Остро стоит вопрос с подготовкой необходимых кадров и их закрепления в арктической зоне. Сегодня уже понятно, что надо создавать учебно-научные комплексы и региональные учебные центры во всех северных регионах страны. Необходимо формировать не только образовательный, но и интеллектуальный потенциал у нашей молодежи. На Севере работают энтузиасты. Эти вопросы необходимо решать через многостороннее международное сотрудничество и сотрудничество регионов России. Необходимо усиливать информационное обеспечение присутствия России в Арктике через создание Арктической карты инвестиционных проектов. Для реализации масштабных проектов необходимо создать Арктический банк реконструкции и развития. |