09.09.2016  ФНС, «Деловая Россия» и «АТОЛ» обсудили реформу 54-ФЗ

   7 сентября на площадке МИА «Россия сегодня» состоялась медиа-конференция «54-ФЗ - крупнейшая Re:форма правил торговли. Готово ли общество и бизнес к большим переменам?». Представители Федеральной налоговой службы (ФНС) России, «Деловой России», компании «АТОЛ», союзов торговых сетей и производителей кассовой техники обсудили крупнейшие за последнее десятилетие изменения в законодательстве о торговле, предполагающие внедрение передачи данных о продажах в налоговую службу через облачный сервис в режиме реального времени, а не раз в год, как это было раньше.
   Поправки в 54-ФЗ «О применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» вступили в силу в июле 2016 г. Новые требования законодательства касаются всех организаций, осуществляющих расчеты с населением на территории РФ.
   В рамках мероприятия «АТОЛ» и аналитический центр Юрия Левады представили результаты совместного исследования восприятия деловым сообществом реформы 54-ФЗ. Всероссийский опрос в 8 федеральных округах и 31 городе проводился среди руководителей и топ-менеджеров 600 предприятий розничной торговли (сетевой и несетевой food и non-food ритейл) и сферы услуг (HoReCa, салоны красоты, автосервисы и т.д.).
   По данным исследования, около 50% делового сообщества России считает, что новые требования законодательства о внедрении онлайн-касс и обязательной передаче данных о продажах в налоговую службу в режиме реального времени позволят в той или иной мере повысить прозрачность рынка, улучшить конкурентную среду и собираемость налогов, при этом основным препятствием к переходу на новые правила является стоимость технического и программного переоснащения.
   28% респондентов отметили, что внедрение онлайн-касс «скорее не поможет», а 9% – что «абсолютно не поможет» в улучшении ситуации с прозрачностью рынка. Наиболее скептично настроенные участники опроса среди причин своего недоверия отметили (1) отсутствие технических возможностей реализации подобного проекта и (2) нежелание быть участниками эксперимента за собственные средства.
   Основными осложняющими факторами перехода на онлайн-кассы, по мнению предпринимателей, являются стоимость технологического и программного переоснащения (42% голосов), недостаточная информированность о новых требования закона и отсутствие понимания тонкостей перехода (37%) и вопрос времени и необходимость визита в налоговые органы (20%).
   При этом оценочная предельная стоимость замены контрольно-кассовой техники в среднем по всем опрошенным составила 18 тыс. 520 руб.
   Алексей Макаров отмечает, что многие из упомянутых респондентами трудностей и сомнений сегодня уже решены: «На данный момент мы можем с уверенность говорить о технологической готовности производителей к новым требованиям 54-ФЗ. Например, буквально на днях «АТОЛ» зарегистрировал в ФНС одну из первых в России онлайн-касс – фискальный регистратор «АТОЛ FPrint-22ПТК». Сейчас законодательством предусмотрен переходный период (до февраля и июля 2017 г.), в течение которого бизнес может протестировать новую технологию и плавно перейти на обновлённые правила. Но затягивать не стоит: по оценкам АТОЛ, в зависимости от размера компании технологическая модернизация может занять от одного до шести месяцев».
   Также делоросс сообщил, что «АТОЛ» принял решение предоставить пользователям оборудования FPrint возможность бесплатной модернизации кассы в соответствии с новыми требованиями 54-ФЗ, если эта ККТ была произведена после 15 июля 2016 года.
   Начальник Управления оперативного контроля ФНС России Андрей Бударин сообщил, что Федеральная налоговая служба активно работает над тем, чтобы переход на новый порядок использования ККТ был максимально удобным для налогоплательщиков и не привёл к избыточным временным или финансовым затратам.
   Говоря о технологической готовности к внедрению онлайн-касс, он рассказал, что в начале сентября в реестры ФНС России были внесены первые две модели контрольно-кассовой техники, ещё около 20 моделей находятся на согласовании и оформлении соответствующих приказов налоговой службы.