01.11.2016  Комплаенс - добровольная мера, направленная на минимизацию рисков компаний

   В ходе VIII ежегодной конференции Антимонопольное регулирование в России заместитель руководителя ФАС России Андрей Цыганов заявил: «Мы не должны ограничиваться введением законопроекта о внедрении комплаенса, нужно объяснить людям, как и что нужно делать, разработать необходимые рекомендации», сообщает пресс-служба Федеральной антимонопольной службы.
   Представитель бизнеса, руководитель направления департамента корпоративного права МТС Марина Наволокова рассказала о практике внедрения комплаенса в компании: «Три года потребовалось для полного запуска системы. Положительные стороны ее внедрения включают в себя уход от разрозненности к единообразию принятия решений и повышение осведомленности сотрудников компании о нормах антимонопольного законодательства».
   Число компаний, которые публикуют свои комплаенсы, за последний год увеличилось в разы, и все более явной становится нехватка законодательно закрепленных норм, где были бы указаны минимальные требования к документу.
   Заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский подчеркнул, что время для внедрения комплаенса пришло в тот момент, когда наступила административная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства и введены оборотные штрафы. По мнению замглавы ФАС России, это серьезные риски для компании.
   Наиболее дискуссионным вопросом стала проблема декларирования принципа добровольности внедрения процедур комплаенса. При этом ранее ФАС России предлагала ввести обязательные внутренние правила предупреждения нарушений антимонопольного законодательства для отдельных категорий хозяйствующих субъектов, прежде всего для государственных предприятий.
   По мнению Андрея Цыганова, добровольность предполагает свободное волеизьявление собственника компании о внедрении комплаенса, исходя из оценки рисков нарушения законодательства о конкуренции.
   «По нашему мнению, государство как собственник должно принять решение об обязательности внедрения комплаенса, поскольку привлечение к административной ответственности в виде штрафа в этой ситуации представляет собой прямую потерю бюджетных средств, которой можно избежать с помощью профилактических мер», - подытожил заместитель руководителя антимонопольного ведомства.