09.11.2016 С.Катырин: проблемы экспортной политики требуют своего решения В ЦМТ на Краснопресненской набережной состоялся Международный экспортный форум «Сделано в России», организованный АО «Российский экспортный центр». Открыл форум и выступил с приветственным словом генеральный директор центра Петр Фрадков. В мероприятии принял участие президент ТПП РФ Сергей Катырин. На форуме были обсуждены актуальные вопросы экспортной политики и совершенствования механизма государственной поддержки несырьевого экспорта, сообщает пресс-служба ТПП РФ. У экспортной политики есть внешний и внутренний контуры со своими проблемами, требующими решений, отметил в своем выступлении Сергей Катырин. Так, одна из проблем внешнего контура – разобщенность непосредственно на внешних рынках наших усилий по продвижению российского товара. Торгпредства – это «зона ответственности» Минэкономразвития РФ. Реализацией проекта создания российских торговых домов за рубежом занимается Российский экспортный центр. За развитие экспорта как такового отвечает Минпромторг РФ. Нужно объединять усилия, чтобы за всю работу отвечал один центр. Это крайне важно. Крупные компании сами пробьют себе дорогу за рубеж. Средние же и малые нуждаются в поддержке, а она наиболее действенна, если за нее отвечает один центр. (Выступивший сразу после Сергея Катырина первый вице-премьер Правительства РФ Игорь Шувалов поддержал главу ТПП РФ, заметив, что, вероятно, есть смысл начать с передачи в подчинение РЭЦу некоторых наиболее продвинутых торгпредств и «создавать это как торговый дом или как совмещенную функцию торгового дома вместе с торгпредством»). Внутренний контур – это институты поддержки экспорта, работающие внутри страны, продолжил Сергей Катырин. Среди них – система ТПП, в которую входят 180 палат по всей стране. Палаты проводят экспертизу, оформление, удостоверение и выдачу сертификатов страны происхождения товаров, осуществляют поиск внешнеторговых партнеров, организуют выставки, международные конгрессы, бизнес-миссии, предоставляют информацию о внешних рынках, консультируют по вопросам экспортной деятельности. В ряде регионов торгово-промышленные палаты выполняют функции региональных центров поддержки экспорта. ТПП РФ работает во взаимодействии с основными регуляторами в области внешнеэкономической деятельности, со специально созданным институтом – Российским экспортным центром, с которым Палата имеет соглашение о сотрудничестве. Важный инструмент продвижения наших компаний на внешние рынки – выставки. Их проводится множество, и надо выбирать такие, чтобы отдача от участия в них была максимальной. Поэтому в составлении выставочного календаря должны принимать участие сами выставочники. Это профессионалы, отлично знающие тему, способные из всего многообразия мероприятий выбрать те, в которых участие наших компаний будет наиболее эффективным. Далее. Многие компании выпускают достойную продукцию, но их возможности пока позволяют приобрести за рубежом буквально, можно сказать, 1 кв. м дорогой выставочной площади. Но и этого было бы достаточно, если бы на выставках покупалась какая-то общая площадь для наших фирм с общими коммуникациями, общим оформлением и т.д. Сергей Катырин затронул также вопрос сертификации, приведя конкретный пример: Саратовский завод получил заказы от зарубежных покупателей, но столкнулся с проблемой высокой стоимости сертификации своей продукции для выхода на внешний рынок; затраты оказались выше прибыли от контракта. Таких историй много, как много и не состоявшихся в результате сделок. Надо добиться признания на внешних рынках результатов экспертизы, проводимой уполномоченными российскими структурами, к примеру, действующей при ТПП РФ АНО «Союзэкспертиза». Для этого Россия должна ускорить присоединение к международным организациям: Всемирной ассоциации аккредитации органов по оценке соответствия (IAF - International Accreditation Forum) и Международному сотрудничеству по аккредитации лабораторий (ILAC - International Laboratory Accreditation Cooperation). Это очень серьезно облегчит жизнь нашим экспортерам, подчеркнул Сергей Катырин, и позволит активнее выводить наши товары на внешний рынок. |