08.09.2017 Д.Медведев: Создание условий для развития бизнеса - непрекращающаяся работа Сегодня Дмитрий Медведев выступил на пленарном заседании форума «Финансовая система конкурентоспособной экономики XXI века: вызовы и решения», который явлется специализированной площадкой для профессиональной дискуссии в области финансовой политики в целях повышения конкурентоспособности экономики России, сообщается на сайте Кабмина. Основные темы форума в этом году – структурные изменения мировой финансовой системы для стимулирования экономического роста, преодоление современных вызовов и обеспечение устойчивого развития, международный опыт и отечественные особенности цифровизации экономики. В своем выступлении Дмитрий Медведев сообщил, что "по предварительной оценке Росстата, рост валового внутреннего продукта во II квартале ускорился до 2,5%, если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года. Инвестиции разогрелись до 6,3%. Восстанавливается и внешнеэкономическая динамика. Оборот внешней торговли, который не связан с нефтью и газом (мы специально вычленяем именно этот сегмент), в первом полугодии 2017 года вырос более чем на 25%. Сами по себе эти цифры неплохие, это очевидные признаки восстановления экономики. Но для нас всего этого недостаточно. Задача – выйти на темпы роста, не просто сравнимые со среднемировыми, но и превышающие среднемировые темпы роста, и механизмы достижения этих целей у нас есть. Во-первых, это поддержание благоприятных макроэкономических условий. Сегодня это прежде всего низкая для нашей страны инфляция – рекордно низкая, а также умеренный и постепенно снижающийся дефицит государственного бюджета. Основным принципом бюджетной политики остаётся улучшение структуры расходов, реализация приоритетов, которые мы для себя выработали. Это фундаментальные установки. Проект бюджета на предстоящую трехлётку (мы сейчас как раз этим занимаемся) тоже практически готов. Улучшается в целом его сбалансированность, повышается устойчивость к рискам, которые существуют, уменьшаются траты резервов, что мы тоже с определённым удовлетворением отмечаем. Хочу, пользуясь этой возможностью, поблагодарить сотрудников Минфина и представителей других ведомств за ответственную работу над проектом бюджета. Это всегда очень сложная работа – в любой стране и в любой ситуации. Мы также снижаем зависимость от колебаний мировых цен на нефть. Для этого законодательно закрепили новую конструкцию бюджетного правила. Второе – это создание условий для развития бизнеса. Это непрекращающаяся работа. Прежде всего это предсказуемая и прозрачная налоговая политика. Мы регламентируем и неналоговые платежи, ограничиваем уровень тарифов. Нагрузка на добросовестных налогоплательщиков, что я хочу отдельно отметить, в целом остаётся неизменной, как мы и обещали. И в бюджете эти принципы подтверждены документально. Будет продолжена реформа контроля и надзора, которая направлена на предотвращение нарушений, а не на обычное наказание. Соответствующий законопроект мы планируем внести в парламент уже в текущую сессию. Понимаем, что это также крайне важно для улучшения делового климата в нашей стране. В-третьих, мы предложили ряд дополнительных решений в сфере инвестиций. Я об этих решениях говорил на инвестиционном форуме в Сочи в этом году. В частности, расширили программу кредитования малого и среднего бизнеса. За июль – август уже выдано более 10 млрд рублей, в первую очередь на инвестиционные нужды. К концу года мы планируем выйти на целевой уровень – дополнительно около 50 млрд рублей. В перспективе должен заработать и такой механизм, как фабрика проектного финансирования. Мы планируем, что общий объём кредитования будет весьма значительным. Здесь мы работаем совместно с Центральным банком. В федеральном бюджете на 2018–2020 годы на поддержку новых инвестиционных проектов в реальном секторе предусматривается около 50 субсидий с общим объёмом финансирования порядка 70 млрд рублей ежегодно. Эти ресурсы должны использоваться эффективно за счёт участия Внешэкономбанка и перехода к принципам фабрики проектного финансирования. Что важно: и программа кредитования малого и среднего бизнеса, и фабрика проектного финансирования по своей модели выстроены таким образом, чтобы исключать влияние чиновников на принятие решений по выдаче кредитов той или иной компании. Здесь полностью должны работать рыночные инструменты. Кроме того, к середине 2018 года должна начаться реализация программы инфраструктурной ипотеки, которая направлена на увеличение объёма частных инвестиций в инфраструктуру. В-четвёртых, мы продолжаем укреплять устойчивость нашей финансовой и банковской системы. Решения Центрального банка и Правительства Российской Федерации на эту тему всем известны. Существенный фактор развития – это, конечно, новые технологии. Совсем недавно мы приняли программу «Цифровая экономика», которая охватывает все сферы жизни. Собираемся в ближайшее время на форуме «Открытые инновации», который пройдёт в октябре в «Сколково», эту программу обсудить. Приглашаю всех, кому это интересно, принять участие в этом форуме. Но нужно понимать, что «цифра» – и в нашей стране, и во всём мире, конечно, это не только колоссальный прорыв, но и набор вызовов, что хорошо видно на примере того же самого финансового сектора. Технологии распределённого реестра (блокчейн) – и криптовалюты, и так называемые смарт-контракты – с одной стороны, расширяют возможности рынка. С другой – отсутствие общих правил использования этих инструментов создаёт угрозы для рынков. Поэтому сегодня крупнейшие глобальные банки уже договариваются о совместной работе в этой сфере. Российское банковское сообщество также начинает вырабатывать здесь свои подходы. Ещё один пример того, с какими вызовами все мы сталкиваемся: технологическая трансформация может привести не только к взрывному росту производительности труда (я имею в виду трансформацию прежде всего на базе цифровой экономики), но и «убить» целые профессии, усилить риски поляризации доходов. И для нас критически важна готовность к новым вызовам таких ключевых государственных институтов, как система здравоохранения, образования, социальной помощи, поддержки занятости. И модернизация государственного аппарата, с тем чтобы все типовые, рутинные операции были переведены в цифровой вид. Например, элементы цифрового управления по администрированию доходов позволили улучшить собираемость налогов и других платежей в бюджет. При этом административные процедуры в целом стали удобнее и для бизнеса, и для граждан. И очень важно эту работу продолжить", - сказал Премьер. |