19.01.2018  «Скрытых чемпионов» российского предпринимательства обсудили на ГФ-2018

   18 января в рамках Гайдаровского форума – 2018 «Россия и мир: цели и ценности» состоялась экспертная дискуссия «ДНК скрытых чемпионов». Начал встречу Андрей Шаронов, президент Московской школы управления «Сколково», выступивший модератором дискуссии. Он разъяснил понятие «скрытые чемпионы», введенное Германом Сайманом в середине 1980-х гг. По словам модератора, «скрытые чемпионы» – это компании, которые являются международными лидерами в исключительной нише и тем самым обеспечивают себе доминирующие позиции на родине и легко осваивают новые рынки, сообщает пресс-служба ГФ-2018.
   Генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров представил результаты исследования, которое характеризует отношение граждан России к предпринимательству и предпринимателям. Главные трудности бизнеса, согласно проведенному опросу, – это бюрократия, административный барьер и давление. Также среди основных проблем бизнеса Валерий Федоров отметил отсутствие стартового капитала, высокие налоги, большую конкуренцию, коррупцию, высокие проценты по кредитам. Несмотря на трудности и недоверие общества к профессии предпринимателя, карьеру бизнесмена для своих детей выбрали бы 60% опрошенных. «Престиж профессии предпринимателя в нашем обществе весьма высок. Я считаю, это и доходно, и статусно. Люди готовы рассматривать ее в качестве желательной для своих детей», – подвел итог выступления Валерий Федоров.
   Тему низкого доверия к профессии предпринимателя затронул директор программы «Экономическая политика» Московского Центра Карнеги Андрей Мовчан. «Доверие в обществе низкое не только к предпринимательству, но и ко всем системным образованиям», – считает эксперт.
   Говоря об историческом влиянии на образ русского предпринимателя, профессор НИУ ВШЭ Сергей Медведев отметил, что образ современного бизнесмена в глазах большинства россиян складывается на примере русской классической литературы. По мнению эксперта, типичные русские предприниматели – Чичиков и Остап Бендер, которые по сути являются мошенниками. Отсюда и складывается недоверие россиян к бизнес-сообществу. Также Сергей Медведев поднял тему проблематики российского предпринимательства: «Складываются такие перераспределительные институты с огромной ролью государства, с минимизацией индивидуальной инициативы и максимизацией рентного поведения, которые фактически отторгают тип предпринимательской деятельности, на котором стоит западный, североевропейский капитализм, который затем уже превратился в американский и стал прообразом глобального капитализма», – заявил эксперт.
   Франк Шауфф, генеральный директор Ассоциации европейского бизнеса, заметил, что смотреть только на крупный бизнес в поиске «скрытых чемпионов» неправильно. В подтверждение своих слов он привел примеры малых и средних предприятий из Германии, добившихся успеха на мировом рынке, и добавил: «Скрытые чемпионы» – инновационно настроенные малые или средние компании – играют важную социальную роль и огромную роль в экономике своих стран». Также эксперт отметил, что не стоит ожидать быстрой модернизации российского бизнеса. По мнению Франка Шауффа, это долгий и трудоемкий процесс.
   Генеральный директор и основатель издательства Clever Александр Альперович заметил, что для успешной работы на зарубежном рынке не стоит пытаться «гнуть свою линию»: «Надо понимать, что есть культурные особенности, стараться проникнуться этой атмосферой и делать как они». «Основное качество предпринимателя – это оптимизм», –напомнил Александр Альперович. С бизнесменом согласился генеральный директор SPLAT Евгений Демин. Он добавил, что помимо оптимизма российским предпринимателям необходимо изменить способ планирования. «Сложность в том, что мы привыкли планировать от прошлого, – считает эксперт, – вместо того, чтобы ставить себе цели и понимать, где мы хотим оказаться, а потом просто понимать, с какой скоростью мы должны к этой цели двигаться».
   По мнению вице-президента фонда «Сколково» Кирилла Каема, для успешного развития предпринимательства необходимо облегчение доступа на рынок инновационного бизнеса со стороны государства. «Кроме финансовой поддержки, как мне кажется, требуется еще и поддержка по формированию общественного мнения», – добавил Кирилл Каем. По мнению эксперта, образ предпринимателя в масс-медиа преимущественно негативный, а для развития бизнеса в России нужно больше положительных примеров.
   Отвечая на вопрос о том, каким должен быть бизнесмен и из чего состоит ДНК так называемого скрытого чемпиона, директор программы «Практикум для директоров» Московской школы управления «Сколково» Елена Бондаренко заявила, что универсальных предпринимателей не бывает, все уникальны. «Самым важным основным вопросом является мышление, потому что ключевой барьер, с которым мы сталкиваемся, это то, как мы осмысляем бизнес и то, как мы осмысляем будущее», – добавила эксперт.
   Организаторы форума – Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Институт экономической политики им. Е. Т. Гайдара и Ассоциация инновационных регионов России (АИРР).