20.04.2018 На ЯМЭФ-2018 обсудили приоритеты развития внутреннего туризма 19 апреля 2018 года, в первый день деловой программы Ялтинского экономического форума «ОПОРА РОССИИ» провела секцию «Курорты юга России: приоритеты развития». Перед участниками секции стояла задача найти практические пути решения проблем и определить перспективы развития внутреннего туризма в Республике Крым и в других регионах Российской Федерации, найти новые инструменты развития российской туристической отрасли, сообщает пресс-служба общероссийской общественной организации. Модератор площадки, вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» Алексей Кожевников в своем вступительном слове обозначил повестку секции – обсуждение мер государственной поддержки туристической отрасли на федеральном и региональном уровнях, видение органами власти развития внутреннего и въездного туризма, обсуждение проблем предпринимателей из туристической отрасли с целью определить позиции и найти точки соприкосновения. Вначале слово было предоставлено представителям властей туристических регионов. Министр курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края Христофор Константиниди рассказал о перспективах создания черноморского туристического кластера. На сегодняшний день уже существует межрегиональное сотрудничество между Министерством курортов и туризма Республики Крым и Министерством курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края в рамках подписанного Соглашения о скоординированной политике в области развития туризма и индустрии гостеприимства, в преддверии ввода в эксплуатацию Крымского моста. Представитель власти Краснодарского края также рассказал, что «несмотря на сложную ситуацию последних лет – кризисные явления, погодные условия», наблюдается стабильный рост турпотока Краснодарского края. В качестве причин роста были названы меры по содержательному наполнению курортов и развитие новых направления, работа над событийным насыщением, развитие активных видов туризма, аграрного, делового и событийного туризма. Был назван и ряд препятствующих развитию ограничений, в числе которых высокая стоимость авиа- и железнодорожных перевозок, влияющая на конкурентоспособность и конечную стоимость турпродукта. В качестве решения Христофор Константиниди предложил проработку механизма региональных перевозок, не через Москву. Отвечая на основной вопрос секции, спикер обозначил основные перспективы дальнейшего развития южных курортов: круглогодичная загрузка курортов и внедрение стандартных и нестандартных сервисов в тесном взаимодействии с бизнесом. Алексей Кожевников затронул тему важности целенаправленного продвижения регионов как инструмента привлечения турпотока. «Во многих регионах страны сегодня нулевые бюджеты по продвижению себя в средствах массовой информации, в социальных сетях, нулевые бюджеты на событийные мероприятия, которые требуют денег», - отметил модератор. Отвечая на вопрос о продвижении, Христофор Константиниди заявил, что руководство Краснодарского края смогло найти организационные механизмы, позволяющие существенно снизить расходы в этой части и проводить работу еще более эффективно. Министр курортов и туризма Республики Крым Вадим Волченко отметал важность туристической отрасли как одной из основных отраслей хозяйства, которая способна в нынешних экономических условиях генерировать рабочие места. «Развитие собственных территорий позволяет задействовать большее количество людей, малый и средний бизнес, который развивается вокруг туристических объектов. Вполне возможно, что внутренний и въездной туризм нужно сделать одной из национальных экономических идей», - отметил спикер. Также, по его мнению, необходима работа над повышением транспортной доступности, за счет чего станет возможным снижение стоимости товаров и услуг. В этой части представитель власти Республики Крым отметил открытие в апреле нового аэровокзального комплекса аэропорта в Симферополе и ввод в эксплуатацию Крымского моста в мае 2018 года. Потребность нового терминала аэропорта обусловлена резким ростом пассажиропотока с 1,2 млн пассажиров в 2013 году до более чем 5 млн пассажиров в год, начиная с 2015 года. Вадим Волченко также сообщил, что в связи с открытием Крымского моста раньше срока, транспортная развязка и основная федеральная трасса «Таврида» не будут готовы полностью, стройка будет продолжаться. «Поэтому одна из наших основных задач сейчас - это пути объезда вероятных пробок, организация временных сельскохозяйственных рынков с обеспечением всех санитарных условий, чтобы туристам было, где остановиться», - заключил спикер и призвал власти регионов объединяться по вопросу повышения транспортной доступности с целью выработки механизмов. Далее модератор площадки Алексей Кожевников затронул вопрос о том, действиях властей по развитию туристической отрасли в Крыму и поддержке бизнеса. Помимо этого, модератором был затронут вопрос об «антирекламе внутреннего туризма» - курортном сборе, алгоритмы введения и сбора которого пока не вполне понятны ни бизнесу, ни самим регионам. Позицию правительства Крыма по введению курортного сбора высказал Вадим Волченко. Правительство Республики просило ввести сбор не в 2018, а в 2019 году. «Мы согласовали это на всех уровнях, но получили несколько неожиданную для себя реакцию Минфина России, сейчас с этой реакцией работаем, добиваясь, чтобы отправной точкой было 1 мая 2019 года. Почему? Прежде всего, из-за обращений от бизнеса, который предвидит падение конкурентной привлекательности, имиджевые потери. Кроме того, изменения потоков туристических, что связано с открытием моста и с запуском нового терминала аэропорта. Так будет время выработать механизмы, так как вопросов очень много», - заявил министр курортов и туризма республики. Участники секции также обсудили необходимые меры поддержки малого и среднего бизнеса туристической отрасли в курортных регионах. Так, по словам Вадима Волченко, необходимо определить предельно допустимую стоимость авиаперелетов, увеличить количество билетов по плоскому тарифу, емкость бортов, субсидировать напрямую туроператоров, которые поставляют туристов и в сезон, и в межсезонье. Спикер также выразил уверенность, что большая часть этих вопросов находится в ведении федеральных органов власти. В связи с этим, заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Алексей Конюшков заявил, что в вопросе поддержки бизнеса требуется системная проработка. «Заложены уже инфраструктурные проекты в виде дороги Тавриды, Крымский мост. Они создаются для того, чтобы развивался бизнес», - отметил спикер, который также призвал регионы объединяться для совместной проработки. В то же время замруководителя Ростуризма высказал убежденность в том, что конкуренция среди регионов за турпоток также пойдет на пользу. Комментируя выступление Алексея Конюшкова, Алексей Кожевников критически высказался по поводу выполнения Стратегии развития туризма, принятой Правительством РФ в 2014 года. «Там написано все то же самое, о чем говорит Алексей Алексеевич. Там написано, что нужно проводить мониторинги каждый год и в соответствии с результатами мониторингов вносить изменения в действующую программу развития туризма в стране до 2020 года на конкретных примерах. Ничего не внесли и ничего не изменили с 2014 года. А в этой программе написано, что главная проблема – стоимость билетов авиа и ж/д. Что в этом направлении сделано всеми органами власти? Ничего», - заключил модератор. По его словам, годовая туристическая загрузка в регионах – 20-30%, что не дает, например, отельному бизнесу возможности обновления номеров, закупки нового оборудования. «Главный вопрос по поводу Крыма и Краснодарского края – вопрос круглогодичности», - убежден Алексей Кожевников. Далее модератор обратился к предпринимателям, также присутствующих на площадке. Президент Ассоциации «Туристический Альянс Крыма», директор ООО «ТУР Этно Юг» Андрей Пылов выступил с вопросом к крымскому министру о том, что с момента возвращения Республики Крым в состав Российской Федерации так и не удалось создать механизмы, которые бы стимулировали бизнес. «Проблема внутреннего инвестора заключается в том, что мы сейчас находимся под давлением возросшей себестоимости и внутреннего ресурса не хватает для того, чтобы выполнить те задачи и пожелания, которые необходимо было сделать нам за эти четыре года. У нас еще не решены вопросы пересечения законодательных полей бывшего законодательства Украины и нынешнего законодательства России», - рассказал предприниматель. Часть теневого сектора в Крыму связана с различиями в нормах разрешенного использования земли. «Новая оценка земли – назначение ставки аренды земли по гостиничному тарифу 6% от кадастровой или оценочной стоимости земли – это совершенно не стимулирующий результат, - считает предприниматель. - У нас вымываются оборотные средства, необходимые для того, чтобы нам пройти этот этап реконструкции и прийти к соответствующим стандартам обслуживания». По вопросу стимулирования бизнеса выступил сопредседатель АНО «МОРЕ ИДЕЙ» Станислав Иванченко, который рассказал о путях формирования стартап-экосистем туристско-рекреационных территорий. По мнению спикера, необходимо системно проводить работу по привлечению венчурных инвестиций и стартапов в Крым. Для этого выступающий предложил создать на курортных территориях России инфраструктуру и условия песочницы для IT-разработчиков. Президент медиа-холдинга «БАНКО» Татьяна Дмитрова поделилась своим взглядом на развитие инновационных проектов для туризма с точки зрения акселерации и привлечения инвестиций. Начать нужно с мониторинга и определения привлекательности регионов для инвесторов, поэтому предложила идею создания рейтинга туристической привлекательности регионов, чтобы этот рейтинг был устроен государственной структурой, например, Минэкономразвития России. По мнению Татьяны Дмитровой, это могло бы стать стимулом для регионов, т.к. тогда была бы видна общая картина. Алексей Кожевников пообещал направить запросы в профильные государственные органы для получения разъяснений по проблемам, а также составить результативную часть сформулированных в ходе обсуждения предложений для направления ее главам основных курортных регионов с целью начала совместной системной проработки всех вопросов. |