24.05.2018  Форум МСП начался с обсуждения историй успеха и провалов

   
   «На моей памяти мы никогда о провалах не говорили, – отметил модератор дискуссии, вице-президент и руководитель дирекции GR ПАО Сбербанк Андрей Шаров во вступительном слове. – Ни бизнес, ни правительство, ни мы как люди не любим говорить о своих провалах. На наш взгляд, это очень ценный капитал, которым нужно делиться с теми, кто хочет развить свой бизнес, сделать его глобальным».
   Последовавшая затем содержательная дискуссия отчасти восполнила этот пробел. Ее участники откровенно рассказали о личных неудачах и о типичных ошибках, характерных для бизнеса в целом, а также о том, как избегать принятия негативных решений на уровне государственного управления, сообщают организаторы форума.
   По мнению Георгия Соловьева, генерального директора и сооснователя SkyEng – крупнейшей в России и Восточной Европе школы по обучению английскому языку, основной ошибкой бизнеса, «которая забирает десятки миллиардов рублей», является создание продукта без оглядки на мнение пользователей. «Эта ошибка в свое время чуть не погубила нашу компанию… Мы вложили все наши средства в разработку продукта и целый год писали код. В итоге оказалось, что 95% функционала, который, мы были уверены, будет нужен преподавателям и студентам, оказался бесполезен. Студенты и учителя стали пользоваться нашим продуктом не так, как мы задумывали», – привел пример Георгий Соловьев. В качестве основных принципов для построения успешной компании он отметил тестирование всех процессов людьми до начала программирования и использование внешних разработок, которые позволяют двигаться значительно быстрее.
   Сооснователь бизнес-сообщества «Бизнес молодость» Михаил Дашкиев оригинально связал основные ошибки предпринимателей с особенностями человеческого мозга: «Какова главная болезнь быстрого роста? Какова главная причина? Я понял, что это мозг. Предприниматель идет туда, где он не существовал, где надо быстро адаптироваться. Если мозг концентрируется на одной задаче, то уходит из виду то, о чем мы не задумываемся. Мозг производит с нами странные вещи… Именно поэтому предприниматели часто наступают на одни и те же грабли, особенно когда быстро растут». Например, по мнению Дашкиева, кассовый разрыв – причина закрытия огромного числа небольших компаний – возникает из-за того, что мозг человека не воспринимает деньги как абстрактную сущность. В итоге предприниматели используют денежные средства, полученные за еще не оказанные услуги, и не формируют финансовую подушку безопасности. Другие опасности связаны с неумением делегировать полномочия и с постоянным использованием единожды сработавших решений. «То действие, которое работало раньше, при определенном количестве повторений начинает себя исчерпывать, как нефтяная скважина. Поэтому мы всячески внушаем мысль, что нужно постоянно тестировать разные рычаги», – отметил Михаил Дашкиев. В заключение он предостерег участников дискуссии от появления «короны на голове», когда «кажется, что ты все знаешь и умеешь».
   Исходя из собственного опыта, совладелец сети салонов красоты Prive7 Сюзанна Карпова дала два совета: с самого начала не замыкать все процессы на себя, а доверять часть работы грамотным администраторам, и вкладываться в обучение сотрудников. «Человек, который считает, что ему нечему учиться, – это пропащий человек. Поэтому мы поменяли концепцию: сейчас за счет компании у нас сотрудники постоянно повышают свою квалификацию».
   В своем выступлении председатель попечительского совета Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Сергей Борисов отметил несовершенство управленческих решений со стороны государства, которые, к сожалению, не позволили малому бизнесу стать драйвером российской экономики. По данным Росстата, на этот сегмент предприятий приходится всего 20–21% ВВП, пояснил спикер. «Провалы, а не успехи, во многом обусловлены тем, что мало слушают бизнес», – подчеркнул Сергей Борисов. Среди негативных моментов он также отметил недостаточно развитую конкуренцию, в частности в системе госзакупок, рост давления на бизнес и отсутствие эффективной системы обучения. «Бизнес с трудом входит в университеты… В США до 50% лекторов, которые ведут занятия, – это люди из реального бизнеса... У нас ревность сумасшедшая у седовласой профессуры: „Мы будем учить, а вы там бизнесом занимайтесь“», – отметил Сергей Борисов.
   Более оптимистичным взглядом поделился глава московского представительства Metro AG Алексей Григорьев. Он рассказал о мерах, которые предпринимает ретейлер для поддержки малого бизнеса в России. Компания помогает поставщикам проходить сертификацию, необходимую для того, чтобы их продукция попала в крупные сети; развивает мелкую розничную торговлю в формате продуктовых магазинов «Фасоль», владельцами которых являются небольшие предприниматели; реализуют проект «Ресторанный ответ» для людей, занимающихся ресторанным бизнесом.
   Тему предпринимательского образования продолжил генеральный директор АО «Деловая среда» Андрей Ванин. Он обратил внимание собравшихся на особенность – 99% существующих программ говорят о том, «как надо», но не говорят, «как не надо». Чтобы компенсировать этот недостаток, на базе «Деловой среды» был создан проект «Академия провалов», где состоявшиеся бизнесмены делятся своими ошибками. «Есть такое высказывание: лидерство это не делай, как я говорю, а делай как я. Когда человек на собственном примере демонстрирует, что нужно делать, а не рассказывает какие-то цитаты из книг, – отметил Андрей Ванин. – Для меня еще большее лидерство – когда человек говорит: „Не делай, как я“, набравшись мужества, на большую аудиторию».
   Пример подобного мужества продемонстрировал статс-секретарь — заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Олег Фомичев, признав, что «очень много ошибок, которые допускают предприниматели, допускаются и в государственном управлении». «Очень часто государственные политики друг другу противоречат. Трудно сказать, что те провалы, которые были допущены, это провалы в поддержке малого бизнеса. Это скорее реализация политик в других сферах, результатом которой стало то, что малому бизнесу становилось хуже», – пояснил Олег Фомичев. Он призвал следовать практикующемуся в Европе принципу «Think small things first», когда все решения рассматриваются в первую очередь с точки зрения влияния на малый бизнес.
   В заключение президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александр Калинин отметил важность деловых объединений для создания благоприятного инвестиционного климата. «Если бы у нас 6 миллионов предпринимателей были в тех или иных объединениях и консолидированно отстаивали свою позицию, радикально был бы иной деловой климат», – подчеркнул он.