Переход от информационной экономики к экономике внимания предъявляет новые требования – как к рынку в области связей с общественностью, так и к самим специалистам, работающим в этой отрасли. Именно этой теме был посвящен круглый стол «Новые требования к профессии», который был организован Ассоциацией компаний-консультантов в области связей с общественностью (АКОС) 29 мая в Московской школе управление Сколково в рамках международной конференции «Продюсирование в эпоху экономики внимания: как рассказать свою историю?».
Отмечая актуальность обсуждаемой темы, председатель Ассоциации компаний-консультантов в области связей с общественностью (АКОС), генеральный директор SPN Ogilvy Андрей Баранников подчеркнул, что современный темп развития технологий и экономики заставляет специалистов в области связей с общественностью очень внимательно отслеживать изменения, чтобы предлагать конкурентоспособные решения для рынка. «Стремительное развитие профессии в России в течение весьма короткого промежутка времени отразилось и на отношении к PR-агентствам со стороны коммерческих и государственных организаций, – делится эксперт. – Например, если в начале 90-х годов XX века у нас спрашивали, как рассказать свою историю, в начале XXI века нам задавали вопрос „Какую историю мы должны рассказать?“, то сегодня все чаще мы слышим от клиента вопрос „Что мы должны делать?“».
Модератором круглого стола АКОС «Новые требования к профессии» выступил директор по развитию Агентства корпоративных и финансовых коммуникаций Primum Николай Сапронов. Он представил авторский подход к планированию крупных коммуникационных кампаний на примере последних кейсов агентства, а также рассказал участникам круглого стола о том, что в настоящее время на рынке PR-услуг наблюдается рост специализации и повышение требовательности к кадрам как со стороны заказчиков, так и со стороны PR-агентств как работодателей. «Вместе с тем основной резерв для повышения эффективности PR-кампаний находится в области взаимодействия заказчиков и исполнителей PR-услуг, партнерская модель сотрудничества которых зачастую является важнейшим фактором обеспечения результативности коммуникаций. Многие проекты АКОС, в том числе представленные в рамках фестиваля „Дни PR в Москве“, как раз направлены на повышение эффективности взаимодействия агентств с заказчиками PR-услуг», – резюмировал он.
По словам специалиста по коммуникациям аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» в России Ирины Ходорченко, бизнес действительно сегодня предъявляет все более высокие требования как к корпоративным PR-менеджерам, так и к внешним PR-консультантам. «Все чаще специалисты по связям с общественностью играют уже не просто техническую роль, обеспечивая коммуникационную поддержку тем или иным инициативам, а выполняют стратегическую функцию, принимая участие в принятии управленческих решений. Чтобы успешно справляться с новыми профессиональными вызовами, необходимо обладать знаниями в области кризис- и риск-менеджмента, понимать принципы стратегического управления и уметь принимать решения», – пояснила она.
В свою очередь директор по коммуникациям Citi в странах СНГ Денис Денисов заметил, что в настоящее время в профессии происходит смена поколений, которая сопровождается как позитивно, так и негативно оцениваемыми тенденциями в области профессиональной подготовки специалистов: снижение амбциозности и активной корпоративной позиции, утрата копирайтерских навыков. «Подобные дискуссии и обмен информацией в профессиональном сообществе, несомненно, полезны для развития всей индустрии», – добавил он.
По мнению участников круглого стола, если PR-специалист хочет быть конкурентоспособными в новых реалиях, он должен придерживаться международных стандартов в своей работе, которые будут распространяться и на внутренние процессы его деятельности. «В эпоху экономики внимания унифицированная процедура закупок PR-услуг поможет компаниям-заказчикам максимально эффективно использовать время, деньги и управленческий ресурс уже на стадии тендера, – отметила основатель, старший партнер Агентства бизнес-коммуникаций PR Inc. Ольга Дашевская. – Внедрение международных стандартов на всех направлениях позволит сделать работу PR-агентства максимально эффективной и прозрачной для всех участников рынка. Сегодня крупнейшие игроки PR-индустрии рекомендуют организаторам предоставлять четкий, предметный бриф, информацию об участниках и бюджете. Организаторы, чьи тендерные брифы содержат требование о предоставлении бесплатных стратегических и креативных решений, чаще получают отказ компаний-консультантов, так как такие разработки обычно являются наиболее дорогостоящей частью работы. АКОС разработала Меморандум о проведении тендеров на закупку PR-услуг, в котором содержится подробная информация по этому вопросу и к которому рекомендует обращаться участникам торгов при составлении тендерного задания».
Стоит заметить, что уже в июле ко Дню PR будут подведены окончательные итоги в отношении первого национального рейтинга коммуникационных агентств России. «Национальный рейтинг коммуникационных агентств является важным индикатором состояния и вектором развития отрасли коммуникаций в нашей стране, –прокомментировал председатель совета директоров Коммуникационной группы АГТ, руководитель рабочей группы АКОС по формированию национального рейтинга коммуникационных компаний Вячеслав Лащевский. – Убежден, что он будет интересен, прежде всего– заказчикам коммуникационных услуг».
Организатором круглого стола «Новые требования к профессии» выступила Ассоциация компаний-консультантов в области связей с общественностью (АКОС), которая объединяет коммуникационные компании, совокупно занимающие более 60% российского рынка PR-услуг. В настоящее время АКОС является не только площадкой, объединяющей ведущие агентства России, но и центром активного развития рынка и формирования отраслевых стандартов.