2 июля 2013 триумфаторов ХХII Первой Театральной Премии Хрустальная Турандот чествовали в театре имени Вахтангова.
Уважаемые деятели искусства, среди которых были Олег Табаков, Владимир Зельдин, Владимир Познер, Светлана Немоляева, Сергей Безруков, Константин Хабенский, Алла Сигалова, выходили на сцену, чтобы вручить заветные награды самым блестящим спектаклям и их создателям. Судя по реакции зала, мнение экспертного совета и зрительского – едино и обоснованно.
Не случайно на спектаклях мюзикла «Граф Орлов» Театра Оперетты, для желающих зрителей не хватает ни прохода, ни приставных мест. Зато органично в полотно театрального действа вплетены мастерство исполнителей, хореография постановочных номеров и художественное оформление спектакля. На награждение под продолжительные овации на сцену вышли ведущие солисты и постановщики мюзикла. Пленительный дуэт двух волшебных голосов – Теоны Дольниковой и Екатерины Гусевой, исполняющих заглавные партии музыкального действа, стал приятным подарком для посетителей церемонии Хрустальной Турандот.
Еще одна сенсация театрального сезона – новая редакция знаменитой пьесы «Добрый человек из Сезуана» в театре им. Пушкина. Режиссеру Юрию Бутусову коллеги пожелали такого же творческого долголетия, как и режиссеру-основателю театра, визитной карточкой которого этот спектакль был свыше 50 лет. Статуэтка также досталась исполнительнице главной роли в спектакле - Александре Урсуляк, разделившей номинацию «Лучшая театральная актриса» с примой Маяковки – Ольгой Прокофьевой, которая отметила накануне премии свой первый солидный юбилей. Выйдя на сцену Ольга Евгеньевна первым делом поблагодарила родной театр им. Маяковского, коллег и поклонников, присутствующих в зале, а также вспомнила своих наставников и коллег – режиссера Андрея Гончарова, актеров Наталью Гундареву и Александра Лазарева. Свою дорогую награду актриса передала театру, на сцене которого она уже почти 30 лет, – за свой бенефис в роли Марии Александровны Москалевой в спектакле «Дядюшкин сон», где актерский талант, принесший лавры сильнейшей современной комедийной актрисы, раскрывается особенно ярко.
Награда лучшему актеру достались Алексею Верткову - исполнителю роли Венички в спектакле "Москва-Петушки", собирающем аншлаги в Студии театрального искусства Сергея Женовача.
А премии "За лучший дебют" удостоилась молодая актриса Анна Дворжецкая. Вместе с заветной статуэткой за роль Констанции в спектакле "Три мушкетера" Российского академического молодежного театра, Анна получила в дар от народного артиста и театрального наставника Евгения Князева коллекцию редких открыток своего отца – Евгения Дворжецкого - как еще одно и не менее главное подтверждение преемственности таланта актерской династии.
Об истоках вспомнила и выдающаяся актриса Алла Демидова, номинация которой, вопреки известной традиции Хрустальной Турандот, была оглашена заранее, а ключевая награда «За беззаветное служение театру
За честь и достоинство» – открывала церемонию:
«По-моему, 21 июня 1961 года на этой сцене состоялась премьера «Принцессы Турандот», где я, студентка 2 курса Щукинского училища, выходила в роли рабыни». "Премию приятно получать в молодости, - продолжила актриса. - А сейчас, я думаю, эту премию получают мои зрители, которые приходят на мои концерты, смотрят фильмы с моим участием и, наверное, любят меня". Искренность слов и Дар актрисы зал принял бурными продолжительными овациями.
Финальным и ярким аккордом церемонии стало награждение лучшего спектакля этого сезона - "Евгений Онегин", который идет в театре им. Евгения Вахтангова и не зря считается театральной сенсацией. «Вы вдохнули жизнь в наш театр и он стал еще лучше!» - таким признанием от лица труппы театра завершила свой страстный монолог-объяснение в любви режиссеру Римасу Туминасу великолепная Юлия Борисова. Туминас, в свою очередь, был краток и высказал свое кредо: «Думайте о человеке!» Но затем все же расшифровал, рассказав удивительную историю о том, как многие годы назад, в кресле у советского стоматолога готовился к мучениям, хорошо известным родившимся с СССР, но вдруг в отрытом окне увидел человека, которому в этот момент было необратимо хуже. Боль сменило прозрение, а рецепт успеха, предопределивший судьбу в профессии, был найден совершенно неожиданно, стоило всего лишь смотреть не в глубь себя, а вокруг.
Премией отмечен и художник спектакля, создавший лучшую сценографию, Адомас Яцовскис.
Нужно отметить, что в этом году Принцесса Турандот (в исполнении великолепной Нонны Гришаевой) была особенно благосклонна к прибалтийскому творческому почерку. Даже статуэтка соответствовала духу церемонии – изваяние из хрусталя и мельхиора создали скульптор Ремигиюс Крюкас и ювелир Римас Мицкус.
Присутствующие покидали зал с легким оттенком грусти – ведь театральный бал, которым правит непредсказуемая, но справедливая Турандот, всего раз в году. А если праздник ждут зрители и чтут самые взыскательные критики, которых в зале было достаточно, значит, он удался. Слова поздравления в адрес режиссера, мецената и идейного вдохновителя Премии – Бориса Беленького – тому подтверждение.
Генеральным партнером церемонии уже два года подряд выступает Росэксимбанк, который входит в новейшую историю культуры как меценат в области театрального искусства.