Правительство Москвы, выступившее совместно с Министерством энергетики РФ, организатором Второго международного форума «Enes-2013: Энергосбережение и энергоэффективность» обозначило новую актуальную повестку в сфере повышения энергоэффективности мегаполиса.
Сегодня у Москвы самые высокие в стране показатели в сфере энергосбережения. Город является одним из российских лидеров по внедрению энергосберегающих технологий – здесь испытываются наиболее передовые технологии в этой сфере.
Петр Бирюков, заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства: "В условиях стремительного развития города, городской инфраструктуры и социальной сферы повышение энергоэффективности является вопросом энергетической безопасности и выходит на первый план в каждодневной работе мэра и правительства, всех без исключения городских структур".
Результатом первых лет реализации программы «Энергосбережение в городе Москве на 2011, 2012-2016 годы и на перспективу до 2020 года» стали разработка методологии, системы основных энергосберегающих мероприятий и реализация пилотных проектов. Главные целевые установки программы – снижение энергоемкости валового регионального продукта (ВРП) к 2020 году на 40%, достижение 3% экономии энергии ежегодно, обеспечение энергопотребления за счет возобновляемых источников энергии до 4,5% от общего объема энергопотребления.
Павел Ливинский, руководитель Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы: «Мы ежемесячно осуществляем мониторинг программы, при этом оказываем методологическую поддержку исполнителям, в числе которых свыше 5 тысяч бюджетных учреждений, более 30 тысяч жилых домов и крупные ресурсоснабжающие организации. Главная цель программы – снижение энергоемкости валового регионального продукта к 2020 году на 40%. Задача эта абсолютно осуществимая, резервы для снижения есть и они огромные».
В 2010-2012 суммарная экономия по всем видам ресурсов составила: электрической энергии - 4 миллиарда кВт*ч, тепловой энергии - 8 млн Гкал, воды - 214 млн куб.м, газа - 1,7 млрд куб.м.
В числе пилотных проектов с применением новых технологий, которые готовятся к массовому внедрению в рамках энергосервисных контрактов, реализованы:
• освещение парковых территорий с применением светодиодных светильников – 144 светоточки средней мощностью 40 Вт, использующие солнечную энергию с общей суммарной мощностью солнечных батарей 20 кВт (Парки Сокольники, Царицыно, Кузьминки, Тушино);
• установка тепловых насосов общей мощностью 350 кВт для нужд горячего водоснабжения на 9 объектах бюджетной сферы;
• установка автоматизированных узлов управления теплоснабжением на ряде объектов образования и социальной защиты (79 объектов).
Энергосервисные контракты станут основным инструментом, с помощью которого в ближайшей перспективе планируется решить главную задачу - изменение структуры финансирования программы "Энергосбережение в Москве".
Павел Ливинский: «Сегодня финансовое обеспечение программы - это в основном средства юридических лиц и бюджетные средства. Проявление интереса к финансированию мероприятий по энергосбережению со стороны бизнеса может дать импульс к реализации амбициозных проектов. Мы планируем до 300 миллионов рублей привлечь в рамках энергосервисных контрактов в этом году. Это энергосервисные проекты по установке автоматизированных узлов управления для многоквартирных жилых домов на социальных объектах, объектах образования и здравоохранения, а также модернизация наружного освещения».
Огромное хозяйство Моссвета составляет более 400 тысяч светильников и около 130 тысяч светильников архитектурно-художественной подсветки. С 2014 года запускается еще один пилотный проект с применением схемы энергосервиса – замена 10 тысяч светильников на энергосберегающие. Город получит эффект в виде снижения оплаты за электроэнергию для наружного освещения не менее 20-25 процентов.
В энергосбережении в Москве и в дальнейшем будет реализовываться комплексный подход, который включает тарифное регулирование, пересмотр налоговой политики и государственную поддержку, другие преференции и льготы для компаний, внедряющих энергосберегающие мероприятия. Синхронизация инвестиционных программ генерирующих и ресурсоснабжающих организаций может дать знаковый эффект экономии средств, а это, в свою очередь, окажет влияние на тарифную политику. Мотивацией к энергосбережению и повышению энергоэффективности в отношении этих звеньев энергетической системы города может служить политика замораживания тарифов.
Основной площадкой для внедрения технологий с применением возобновляемых источников энергии станет Новая Москва, где есть возможности для развития ветровой и солнечной энергетики. В то же время Москва, как крупный мегаполис, имеет большой потенциал для развития систем переработки и утилизации отходов для получения новых источников энергии.
Справочно:
Показатели экономии ресурсов, ожидаемые к 2020 году, в соответствии с Программой «Энергосбережение в городе Москве»:
• электрическая энергия - 12 млрд кВт*ч.
• тепловая энергия - 18 млн Гкал;
• газ - 3 млрд м3;
• вода - 378 млн м3;
• суммарное сокращение выбросов парниковых газов - 3,4 млн.т.экв.С02;
• энергоемкость ВРП - 2,2 т у.т/ тыс. руб.;
• доля объема электрической энергии, полученной от ВИЭ - 4,5%.
Структура финансирования Программы, 2013 год:
общий объем – 65,71 млрд рублей, в том числе 64,96 млрд рублей – средства юридических и физических лиц, 662 млн рублей - бюджет Москвы, 92 млн рублей - федеральные субсидии.
Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы является уполномоченным органом Правительства Москвы по координации проведения энергосберегающих мероприятий в городе Москве и отвечает за формирование топливно-энергетического баланса столицы. Департамент отвечает за реализацию двух государственных программ «Развитие коммунально-инженерной инфраструктуры» и «Энергосбережение в городе Москве».