Седьмой Международный конкурс поэзии хайку (на русском языке) организован редакцией альманаха «Хайкумена» и Отделом японской культуры "Japan Foundation" в ВГБИЛ. В Жюри МКХ-7 вошли российские и зарубежные японисты и литераторы.
Стихотворения-номинанты (т.е. прошедшие отборочный тур) оцениваются по трем номинациям: «традиционные хайку», «современные хайку» и «сэнрю».
Критерии разнесения стихов по номинациям
Со времени зарождения жанра, поэзия хайку претерпела много изменений; в поисках новых путей и средств выразительности появилось множество школ и течений, как в самой Японии, так и за ее пределами. Это отражает естественный ход вещей — живой жанр не может не меняться. Но, с другой стороны, нельзя забывать и истоки. Поэтому в конкурсе, помимо номинации «сэнрю», выделяется две номинации для жанра хайку: «традиционное» и «современное».
Это разделение не имеет временной привязки – на конкурсе мы имеем дело только с текстами, написанными в наше время. Нет здесь и прямого указания на буквальную преемственность одних классическим японским хайку, а других – например, тому, что пишут поэты после Масаока Сики. Нам важно – причем исключительно для конкурсного соревнования – развести тексты, написанные с разной степенью насыщенности поэтическими приемами и разной степенью использования характерных особенностей произведений жанра хайку.
Во всех номинациях приветствуется следование форме хайку – пишите в три строки, не превышайте формулу 5-7-5 больше чем в полтора раза.
Стихи с названиями и эпиграфами, а также афоризмы и эпиграммы в конкурсе не рассматриваются.
Традиционные хайку
“Здесь и сейчас”, выражение непосредственного жизненного опыта – характеристики хайку этого раздела, так же как и ёдзё*, ма*, наличие сезонного слова (киго*) или «ключевого слова»*.
Главной задачей (и признаком) хайку является преодоление и обживание границ между природным и человеческим мирами; между микро- и макро- космосами; выявление их единства и взаимосвязи.
Как правило, предметом изображения в хайку оказывается окружающий мир: природные явления и объекты, но может присутствовать и «городской пейзаж», и даже человек.
Для этой формы не характерно активное использование тропов и фигур речи. Авторское присутствие и оценочность выражены осторожно и опосредованно. (Ниже и далее - примеры разнообразия стихов в каждом разделе, главным образом конкурсные).
Современные хайку
Личность автора и авторская оценочность может присутствовать в подобных стихах в большей степени, чем в разделе «традиционных» хайку. Человек также может стать явным объектом стиха.
Здесь допустима протяженность во времени, использование тропов и фигур речи.
Сезонное слово (киго) не является обязательным. Однако наличие «ключевых слов», аккумулирующих контекст, приветствуется.
Сэнрю
Сэнрю, в отличие от хайку, занимается изучением человеческой природы, подчеркиванием и обнажением особенностей человеческой натуры, характеров людей, противоречий общества, главным образом – несовершенства устройства мира и человека в нем. Можно сказать, сэнрю выявляет зазор между тем, как всё должно быть (идеальное, желаемое), и тем, что есть на самом деле (реальное).
В той или иной пропорции в сэнрю содержатся: юмор (и его разновидности), проницательное остроумие («верно подметил!»), лёгкость и понятность изображаемого. Высмеивание, критика, пародия, юмор от легкого до «черного» - основные инструменты поэта сэнрю, так же как и использование характерной типажности (человеческих типажей и типичных ситуаций).
Самые частые темы – семья, секс, работа, деньги.
Не следует считать, что сэнрю это исключительно веселое и юмористическое произведение. В нём возможны сарказм, сатира, трагизм и драматизм.
Сезонное слово (киго) не является обязательным.
Регламент конкурса - повторяет предыдущий: РГ конкурса отсеивает только технический брак и тексты, не имеющие отношения к конкурсу; Жюри конкурса проводит как отборочный, так и основной туры, знакомясь, таким образом, с большей частью присланных работ.
Дополнительно будут приниматься стихи на тему "Такие разные дожди".
На основании оценок Жюри будут выбраны произведения призеры и дипломанты – по каждой из трех номинаций и в тематическом конкурсе. Презентация итогов конкурса состоится в рамках фестиваля "Японская осень-2014" в начале октября; дата, место и время будут указаны на сайте конкурса после 1 сентября.
Регламент
Соучредители конкурса – Отдел японской культуры "Japan Foundation" и редакция альманаха «Хайкумена». Конкурс проходит в рамках ежегодного фестиваля «Японская Осень».
Прием конкурсного материала – с 1 мая по 30 июня. Список номинантов формируется к 30 августа. В это же время начинается конкурс читательских симпатий. Презентация результатов – 5 октября. Все стихи оцениваются отдельно и анонимно.
Конкурс проходит в два тура. Предварительно из конкурсного материала РГ (рабочая группа) конкурса убирает тексты, не имеющие отношения к конкурсу.
Отборочный тур (1 тур)
Члены Жюри оценивают (по принципу принять-отклонить) каждый из поданных на конкурс стихов (кроме работ, не имеющих отношения к конкурсу и заранее отфильтрованных РГ), во второй тур проходят тексты, получившие хотя бы одну положительную оценку. Затем РГ и оргкомитет производят разделение отобранных стихов по номинациям: «традиционные хайку», «современные хайку» и «сэнрю». В таком виде тексты-номинанты снова представляются вниманию членов жюри и выносятся на конкурс читательских симпатий.
Тексты, присланные на тематический конкурс, проходят такой же отбор, но не разделяются на номинации. (Напоминаем, что само словосочетание "Такие разные дожди" в стихотворении может лишь подразумеваться, но не быть в нём написано.)
Финал конкурса (2 тур)
Каждый член жюри оценивает каждое произведение из числа номинантов по пятибалльной системе, а также отбирает несколько лучших, на его взгляд, произведений в каждой из номинаций, сопровождая их отзывом, который подлежит опубликованию в материалах и на сайте конкурса. На основании суммы баллов РГ конкурса определяет произведения-призеры, занявшие 1-2-3 места в каждой из номинаций, а также произведения-дипломанты. Произведения-номинанты тематического конкурса проходят ту же систему оценок.
Голосование на приз читательских симпатий
После подведения итогов 1 тура на сайте конкурса c 30 августа по 7 сентября проводится голосование на приз читательских симпатий по каждой из трех номинаций и в тематическом конкурсе.
Члены жюри
Алексей Давидович Алехин
Сергей Волковский
Елена Михайловна Дьяконова
Виктор Петрович Мазурик
Младен
Чарли Трумбулл (Charles Trumbull, editor of Modern Haiku)
Евгений Семенович Штейнер
* Предварительный состав, может еще уточняться.
Члены рабочей группы
Элина Витомская
Наталья Седенкова
Инна Хмель
Сергей Волковский
Оргкомитет МКХ
Дмитрий Кудря
Наталия Леви