04.09.2015 13:57
Мероприятия.
Просмотров всего: 3354; сегодня: 1.

Выставка «Борис Маркевич. Я – график» с 10 сентября по 9 октября 2015 в галерее Artstory

Галерея Artstory представляет в Год литературы новый выставочный проект «Борис Маркевич. Я – график», посвященный творчеству выдающегося мастера книжной иллюстрации и акварели. Выставка пройдет с 10 сентября по 9 октября 2015 года. Вход – свободный.

«Я – график. Значит, акварель написана мне на роду», – так еще при жизни обозначил свое кредо Борис Маркевич— один из тех, кто на рубеже 1950-1960-х годов совершил настоящую революцию в графическом искусстве и в книжной иллюстрации.

В экспозицию войдут около 300 работ Бориса Маркевича(1924–2002), созданных на протяжении всей его жизни. Самые ранние из представленных акварелей относятся к 1950-м годам, позднейшая графика – к концу 1990-х. Кроме широкого хронологического охвата, выставку отличает жанровая и тематическая универсальность. Здесь все, над чем работал художник: акварели, обложки к книгам, шрифтовые композиции, эскизы почтовых марок, книжные иллюстрации – к произведениям Зощенко, Шукшина, Распутина, Пушкина, Булгакова и других российских и зарубежных авторов. Среди них знаменитые иллюстрации к «Мастеру и Маргарите», а также десятки рисунков к рассказам Михаила Зощенко. Включены в экспозицию и рисунки «для себя» – набросанные вроде бы между делом, однако позволяющие глубже понять сущность творческого метода Бориса Маркевича.

Он окончил графический факультет Московского художественного института имени В.И.Сурикова. Ранний этап творческой биографии художника был целиком посвящен иллюстрации и шрифту, а точнее – книге. Первые его шаги в искусстве совпали с началом оттепели — эпохи раскрепощения искусства, поиска новых форм и выразительных средств. Борис Маркевич смело ломал устоявшиеся стереотипы в подходе к оформлению книги. Он отверг господствовавший в то время принцип повествовательного иллюстрирования и предложил свой подход в виде живого, подвижного и энергичного рисунка пером или кистью. В прошлое ушли иллюстрации, похожие на станковые картины, уменьшенные до размера книжной страницы. Как и ситуация, когда иллюстрации к литературному произведению и книжный дизайн выполняли разные авторы. Маркевич увидел книгу как целостный объект, в котором все элементы – от шрифта до иллюстраций – делались одной рукой. В области шрифтового дизайна Маркевич сломал правильные горизонтали строк, резко изменил пропорции знаков, предложив острую, колючую пластику новых буквенных начертаний. К каждой книге художник искал свой пластический ключ. За свою жизнь Борис Маркевич проиллюстрировал и оформил книги многих авторов зарубежной, русской и советской литературы, таких как Пушкин, Тургенев, Булгаков, Хемингуэй, О´Генри, Диккенс, Сэлинджер, а также десятки детских книг.

С конца 1950-х годов художник начал писать акварели, которые сразу привлекли внимание специалистов – прежде всего новаторским подходом к хорошо известной технике. Акварели Маркевича отличает непривычная глубина, густота и «живописность». Обе ипостаси мастера – книга и акварель – существовали параллельно, не перетекая одна в другую, хотя часто пересекаясь. Его акварельные пейзажи, натюрморты и интерьеры воспринимаются как колористические сюиты, объединенные философским созерцательно-медитативным настроением, где фирменным знаком стала математическая выверенность всех элементов цветотональной композиции.

Работы 1960-1980-х годов лишены какой бы то ни было «красивости». Они отличаются сдержанным, монохромным, подчас откровенно мрачным колоритом и ярко выраженной скульптурностью, «вещественностью». Искусствоведы считают, что Маркевич первым соединил эстетику «сурового стиля» и технику акварели (до него мастера «сурового стиля» работали преимущественно в станковой живописи). Невзрачность и бытовая приземленность сюжетов, скудность изображенных интерьеров, прозаичность жанровых сцен открыли зрителю иную, метафизическую ипостась русского космоса, его мощное эпическое начало.

В 1976 году Борис Маркевич с женой – художником Алевтиной Власовой – приобрели дом в деревне Глазуново Тверской области, где жили и работали четверть века. Глазуновские пейзажи, относящиеся к 1990-м годам, выполнены уже в новой для художника технике а-ля прима и сочетают экспрессивное начало с тонкой лиричностью. Сегодня среди специалистов и коллекционеров особенно популярна серия, где автор в широко прописанную плоской кистью основу включает самые простые, обыденные предметы и детали, выполненные в технике «тонального пуантилизма». Эти работы также созданы в Глазуново в 1990-е годы.

Акварельная живопись стала настоящей страстью и лейтмотивом всей жизни художника. Он сразу отказался от художественных фантазий, сознательно приковав себя к натурным впечатлениям: «Убежден, что с наибольшей полнотой художнику позволяет выразиться жесткое самоограничение. Попытка объять необъятное в творчестве особенно гибельна. Поэтому предпочитаю писать простые, привычные предметы – и потому, что люблю все сотворенное человеческими руками, и для того, чтобы не отвлекаться на привыкание к новому, сложному, незнакомому».

К ретроспективе известного московского художника-графика, заслуженного художника РФ, члена-корреспондента Российской Академии Художеств Бориса Маркевича галерея Artstory издаёт сборник с его иллюстрациями – «8 рассказов» Михаила Зощенко. У этой книги есть своя судьба и своя история, о которой рассказал сын художника Егор Маркевич.

…В 1970 году ленинградское издательство «Художник РСФСР» предложило Маркевичу сделать сборник рассказов Михаила Зощенко, причём не в издательском варианте, а в том, который предложит художник. Подбор рассказов, количество иллюстраций, формат, шрифт, возможности полиграфии – всё отдавалось на усмотрение художника.

К сентябрю 1971 года, ровно в срок, работа была закончена и легла на стол главного редактора издательства, оригиналы были подписаны в печать. А в самый последний момент была дана команда – сейчас неизвестно, был ли это «самый верх» или ленинградские власти в очередной раз проявили бдительность. Как бы то ни было, оригиналы были изъяты из производства, набор рассыпан, руководство издательства наказано «за самодеятельность».

Спустя 44 года книга выходит в свет в авторском варианте Бориса Маркевича.

Открытие состоится 9 сентября в 19.00. Вход – по приглашениям/аккредитации.

Москва, Старопименовский пер., д. 14 (м. «Тверская», «Маяковская»)


Ньюсмейкер: Галерея Artstory — 24 публикации
Поделиться:

Интересно:

Политика ЧОО изменилась
30.10.2024 18:39 Интервью, мнения
Политика ЧОО изменилась
В новые задачи частных агенств безопасности теперь входит анти-дроновая работа и помощь спецслужбам  Ряд новых законов, касающихся сферы безопасности, вступил в силу в этом году. Также с начала СВО произошли существенные изменения в охранной отрасли. О насущных проблемах и путях их решения в...
Большой этнографический диктант пройдет с 1 по 8 ноября
30.10.2024 13:43 Новости
Большой этнографический диктант пройдет с 1 по 8 ноября
С 1 по 8 ноября состоится Большой этнографический диктант. Эта всероссийская просветительская акция проходит в девятый раз и привлекает все больше участников. В 2023 году свои знания проверили свыше 3,4 миллиона человек из 89 регионов Российской...
Героическая оборона подземной крепости. Аджимушкайские каменоломни
30.10.2024 10:40 Аналитика
Героическая оборона подземной крепости. Аджимушкайские каменоломни
Сотни и сотни людей спускались под землю в катакомбы. Спускались солдаты, женщины, дети, старики. Спускались со своим скромным имуществом, угрюмые и мрачные. Все они бежали от неминуемой смерти, и предпочитали сделать хоть что-то для борьбы с жестоким врагом, и быть может всё равно умереть, и...
25 мая может стать всероссийской памятной датой
30.10.2024 10:06 Новости
25 мая может стать всероссийской памятной датой
В Архангельском областном институте открытого образования в рамках XVI Северного межнационального форума прошел круглый стол на тему сохранения морского культурного исторического наследия России. С докладом о деятельности РО РВИО выступил его руководитель Сергей Ковалев. Дистанционно в нем...
Электросамокаты — за и против. Анализ мнений в соцсетях
29.10.2024 18:33 Аналитика
Электросамокаты — за и против. Анализ мнений в соцсетях
Электросамокаты стали одной из самых горячих тем летнего сезона 2024 года. На фоне ограничений и штрафов, которые ввели главные игроки рынка кикшеринга, в социальных сетях разгорелись целые баталии. Не утихают споры о том, что дает электротранспорт горожанам — удобство и мобильность или дискомфорт...